4-7 февраля в 22:10 на телеканале "Россия К" премьера документального фильма "Лия Ахеджакова. Обаяние отваги".
Документальный фильм "Лия Ахеджакова. Обаяние отваги" (4-7 февраля, 22:10) – это рассказ замечательной актрисы о своей жизни и размышления друзей-коллег о природе её творчества. Принимают участие Генриетта Яновская, Андрей Могучий, Галина Волчек, Роман Виктюк, Николай Коляда, Эльдар Рязанов, Кирилл Серебренников, Евдокия Германова, Владимир Ерёмин, Дмитрий Крымов, Резо Габриадзе. Использованы сцены из спектаклей "Цирко Амбуланте", "Бродячий автобус", "Дорогой мальчик", "Возвращение", "Сон в летнюю ночь", "Фигаро", "Сталинградская битва", фрагменты фильмов "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Гараж", "Служебный роман", "Небеса обетованные", "Двадцать дней без войны", "Четыре возраста любви", "Изображая жертву". Включены фото- и видеоматериалы из архива актрисы.
Лия Ахеджакова не очень любит вспоминать о своем детстве. И не только потому, что оно выпало на нищету и разруху послевоенного времени. Но и потому, что она – дочь главного режиссёра и актрисы Майкопского Русского Драматического театра – видела не глянцевую, не парадную сторону театральных подмостков, а реальную жизнь провинциального театра. Актёрам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами клубах каждый день, без выходных. В таких условиях играла её мама, Юлия Александровна, больная туберкулезом. Выбора не было – людям, пережившим войну, нужен был театр. Таковы были её первые уроки – и профессиональные, и человеческие.
17 лет Лия Ахеджакова отдала служению в Московском ТЮЗе. Она всегда верила в судьбу и считала, что судьба неслучайно много лет выводила её на сцену этого театра в амплуа травести. Хотя в то время это звучало почти как приговор. Ахеджакова была обречена долгие годы играть мальчиков, девочек, поросят, петухов и даже нелепые утюжки. Это был бесконечный бег по кругу. Она, безмерно влюбленная в театр, в какой-то момент стала ощущать, что театр не отвечает ей взаимностью. А годы летели стремительно. Неукротимость её характера и бесконечная самоирония уже не спасали ситуацию. Она хорошо помнила главные режиссёрские заповеди. В том числе и ту, что удел актёра – смирение. Но ей более созвучным было то, как существовал с актёрами в театре Анатолий Васильевич Эфрос. Она мечтала работать с ним. Не случилось. Но именно Эфрос изменил её жизнь, сказав однажды: "Лия, идите в "Современник". Там хорошие актёры. Это Ваш театр".
Став актрисой легендарного театра, Ахеджакова обрела возможность смыкать свой внутренний мир с нечто большим и предложить сцене всё то, что накопила к сорока годам. Здесь – в другом театральном пространстве, с иными посылами в зрительный зал – она, наконец-то, смогла дать волю своему призванию. "Ее уникальность – в не наигранном, не придуманном, а натуральном соединении смешного и драматического, – говорит Галина Волчек. – Я никого не хочу сравнивать, но это артисты, перед которыми мы держали всю жизнь низкий поклон, – Джульетта Мазина, Чарли Чаплин. Вот к когорте таких актеров и относится Лия Ахеджакова".
Ахеджакова и в жизни, и на сцене живет сердцем. Через каждую свою роль даёт веру в то, что жизнь бесконечна, она полна прекрасных иллюзий, достойна радостного удивления и не подвластна логике мысли. Такова её человеческая и актёрская природа – трагикомичная на все сто процентов. Она и плачет на груди у этого мира, и открыто смеётся ему в глаза. "Я люблю артистов, у которых каждая роль с нуля, от имени себя, своего опыта и боли, – утверждает Ахеджакова. – Я не люблю крепких профессионалов-ремесленников, которые всё могут – и легко заплакать, и рассмеяться, и спеть, и станцевать. А при этом в сердце пустота. Мне кажется, каждую роль надо выстрадать. Хотя всё, что требовало душевных затрат и глубокого проникновения в роль, мне всегда давалось через неверие в себя, через "не получается", "не могу". То, что у Виктора Шкловского называется "энергия заблуждения". Вот без этой "энергии заблуждения" у меня ничего не получается".
Сегодня Лия Ахеджакова – в эпицентре жизни современного театра. Кроме самобытного таланта, многих притягивает к ней дар создавать вокруг себя особое магнетическое поле, в котором каждый, кто рядом, становится ещё ярче и талантливее. "Театр для неё – это единственное место, где она может миру сказать о себе всю правду, – считает Роман Виктюк. – Это место молитвы, исповеди, и Лия в каждом спектакле это несёт".
|