28-31 января в 23:00 на телеканале "Россия К" – премьера документального сериала Владимира Мелетина "Мира. Дочь командарма Уборевича" в рубрике "Свидетели времени".
Владимира (Мира) Уборевич – человек жестокой судьбы и удивительной стойкости. В 1937 году, когда Мире было 13 лет, её отца, легендарного командарма Гражданской войны Иеронима Уборевича, расстреляли как участника "военно-фашистского заговора в РККА", вошедшего в историю как "Дело военных". Вскоре арестовали и мать, Нину Владимировну Уборевич, которая тоже была расстреляна в 1941 году, о чём дочь долгое время не знала. Мира попала в детский дом. Потом поступила в Московский архитектурный институт. В двадцатилетнем возрасте она была арестована за антисоветскую пропаганду, получив 5 лет лагерей. И все эти годы до возвращения в Москву в 1957 году она жила ожиданием встречи с матерью…
В период "хрущевской оттепели" Владимира Иеронимовна воссоздала историю своей жизни, описав её в письмах к Елене Сергеевне Булгаковой, с которой они были близкими друзьями. Она писала обо всём подряд – о детстве и родителях, встречах с друзьями и учебе, о допросах и следствии, лагерном быте, день за днём восстанавливая мучительные детали репрессированной повседневности. Как признавалась Владимира Иеронимовна, эти письма были для неё единственной возможностью высказаться и выплеснуть на бумагу всё пережитое. "Жила-была глупенькая девочка, и жила она на Большом Ржевском с 11 до 13 лет, училась в 110-й школе до пятого класса. Было у нее много чудесных друзей, хорошие папа с мамой, своя комната с канарейкой, куча всяких дел и игр, и не понимала она, что всю свою последующую жизнь будет вспоминать это обыкновенное детство, как сказку жизни своей. Если я обращаюсь к прошлому, то не вспоминаю почему-то ни одного пасмурного или холодного дня, а вижу всё в ярком золотом свете. Не эпизоды жизни, а "ту" жизнь я отличаю мысленно от этой, как день от ночи".
Эти письма и воспоминания самой Владимиры Иеронимовны легли в основу документального сериала "Мира. Дочь командарма Уборевича" (28-31 января, 23:00). Это исповедь, в которой нет жалоб на расстрелянное детство и исковерканную молодость, нет сгущенных ужасов и пафосных обличений, но есть жестокая правда того времени, поведанная просто и без преувеличений. Это честный рассказ об одной из десятков тысяч судеб, перечёркнутых сталинской системой.
"Мне повезло. Я носила имя, которое вызывало у людей только восхищение, только преклонение перед талантом, честностью, преданностью идее (какая бы она ни была), перед добротой и человечностью, – вспоминает Владимира Иеронимовна. – Я носила славное имя, и его могли бояться, но не презирать. На всем пути, был ли то детдом, куда запихнуло нас НКВД до особого распоряжения, был ли то этап в лагерь или сама тюрьма, люди шли ко мне со своими воспоминаниями об Иерониме Петровиче или Нине Владимировне и помогали мне, чем могли, выручали, насколько это было возможно. Большинство военных сидели "по делу Уборевича" или "по делу Тухачевского". У меня была самостоятельная статья "аса" (антисоветская агитация), но каждому было ясно, что я этот путь иду за отца, что и я "по делу Уборевича".
В фильме использованы материалы семейного архива Владимиры Уборевич, Фонда М. Булгакова, отдела рукописей Российской Государственной библиотеки, Российского Государственного архива кинофотодокументов, Государственного архива РФ.
|