6 декабря – 85 лет известному режиссеру Владимиру Наумову. К его юбилею на телеканала "Россия К" – документальный фильм "Монологи кинорежиссера" (6 декабря, 20:40) и художественную ленту "Легенда о Тиле" (3-6 декабря, 11:15, 23:50).
Документальный фильм "Монологи кинорежиссера" (6 декабря, 20:40) – это вспоминания Владимира Наумова о детстве, о том, как он пришел в кинематограф, о своем учителе Игоре Савченко и о своем соавторе Александре Алове. Также режиссер рассказывает о встречах с Борисом Барнетом, Еленой Булгаковой, Иваном Пырьевым, о рождении замысла и об особенностях работы над фильмами. Использованы кадры кинохроники, фрагменты фильмов режиссера, фотографии и живописные картины Наумова.
"Вся моя жизнь, начиная с пеленок, связана с кино, – признается Владимир Наумов. – Я ничего другого не знал. Мой мир – это мир кино. До сих пор. Кино и близкие люди – я полностью поглощен этим делом".
В доме Наумовых всегда существовал культ кино. Отец – кинооператор, самой известной работой которого стал фильм "Мы из Кронштадта". Соседи – кинематографисты Борис Барнет, Михаил Ромм, Юлий Райзман…
Во время учебы во ВГИКе жизнь свела Владимира Наумова с Александром Аловым (они были однокурсниками), который стал его верным соратником на долгие годы. "Тревожная молодость", "Павел Корчагин", "Мир входящему", "Бег", "Легенда о Тиле", "Тегеран-43" – эти ленты он снял вместе с Аловым.
Вспоминая о работе над совместными картинами, Владимир Наумович говорит: "Мы всегда стремились искать ситуации, когда человеческий характер натыкался бы на исторический процесс". Они первыми в СССР решились на экранизацию булгаковского "Бега", а картина "Легенда о Тиле" (3-6 декабря, 11:15, 23:50) стала заметным событием в советском и европейском киномире. При этом сами режиссеры никогда не были довольны своей работой до конца. "Я хотел бы переснять многие свои картины сразу же после того, как я их снял, – признается Наумов. – С Аловым мы даже подрались однажды по поводу картины, которую сняли десять лет назад".
Наумов и Алов были уникальным примером соавторства двух талантливых режиссеров. Для кинематографа столь плодотворный режиссерский тандем – явление уникальное. Долгое время они руководили шестым отделением "Мосфильма", где отстаивали не только свои картины, но и помогали коллегам. Тогда было придумано масса способов, как обхитрить цензуру. Благодаря Наумову и Алову, зрители увидели "Андрея Рублева", "Солярис", "Июльский дождь". Смелость и принципиальность Алова вдохновляли Наумова. "Сейчас не хватает этих его качеств нам всем, – признается Владимир Наумов (Александр Алов скоропостижно скончался во время съемок фильма "Берег"). – А мне лично не хватает вот такого друга. Я не знаю, каждый ли человек на свете имел такого близкого и верного друга".
"Берег", "Десять лет без права переписки", "Белый праздник", "Часы без стрелок", "Джоконда на асфальте" – ленты, которые Наумов снял уже один. Говоря о съемочном процессе, Владимир Наумович отмечает: "Когда ты начинаешь снимать картину, у тебя есть какая-то структура, построение, характеры и так далее… Но затем ты сам изменяешься, поскольку живешь в быстроменяющемся мире. Поэтому заранее отмеченного или зафиксированного результата никогда не бывает. Меня интересует не только фабула фильма, меня интересует еще дополнительное эхо, которое создается и звуком, и изображением. Кино – это картина, которая вырвалась из своей рамки".
|