С 26 по 29 ноября в 20:45 в рамках авторской программы Сергея Соловьева "Те, с которыми я…" телеканал "Россия К" показывает документальный цикл "Под сенью Вайды. Польская тетрадь".
Авторский цикл Сергея Соловьёва "Те, с которыми я" – это редкий образец мемуарного жанра, снятый не только живо и с юмором, но еще и честно, искренне, с иронией по отношению к себе и с большой симпатией к людям, с которыми сводила Соловьёва судьба. Сергей Александрович не только рассказывает увлекательные истории, он делится со зрителями своими режиссёрскими и человеческими наблюдениями над самобытными личностями выдающихся мастеров. Каждый новый фильм – отдельная страница жизни Сергея Соловьёва. "Я за тех людей, с которыми прожил свою жизнь. Вот этим людям и посвящен цикл. Все, что лично меня связывало с ними, мне очень дорого", – говорит режиссер.
В рамках цикла "Те, с которыми я…" смотрите проект "Под сенью Вайды. Польская тетрадь" (26-29 ноября, 20:45). В премьерных выпусках программы автор и ведущий Сергей Соловьёв рассказывает о мастерах польского кинематографа, творческая жизнь которых, так или иначе, связана с режиссёром Анджеем Вайдой, о роли, которую Вайда сыграл в их жизни, о его фильмах, также речь пойдет о польском влиянии на творчество самого Соловьева. "Анджей Вайда – это главный миф польского кино. Вайда – это и главная удача, и главное счастье польского кинематографа и польской культуры! Хотя именно великий Вайда меньше всего похож на продавца счастья или производителя счастья для масс. Но всё всегда начинается с Вайды", – убежден Сергей Соловьёв.
Героями нового проект стали: актер театра и кино Даниэль Ольбрыхский, режиссеры Ежи Гофман и Кшиштоф Занусси, актриса Беата Тышкевич.
Часть 1-я. "Даниэль Ольбрыхский" (26 ноября, 20:45). Даниэля Ольбрыхского прославил фильм Анджея Вайды "Пепел", где он ярко и выразительно сыграл главную роль. После этого он снялся еще в 13 картинах мастера. Вайда вложил душу в молодого артиста и Ольбрыхский получил возможность сниматься у режиссеров всего мира. "Меня часто спрашивают, в чем магия работы Вайды с актёром. Я всегда отвечаю, что он даёт актёру возможность, как заводчик лошадей всякой хорошей лошади, прыгнуть очень высоко, потому что он невероятно любит эту лошадь, и лошадь знает и чувствует эту любовь, знает, что рука у всадника, очень мягка. Так и Вайда…", – рассказывает Даниэль Ольбрыхский.
Сегодня в арсенале актёра – чаще всего эпизоды. Но черты характера Даниэля Ольбрыхского киноведы приписывают и польскому кинематографу: непредсказуемый, порывистый и очень разный. В Польше Ольбрыхского называют совестью нации. В его жизни было многое – и участие в Солидарности в Гданьске, и вынужденная жизнь во Франции! Сейчас Даниэль живет в своем загородном доме под Варшавой, куда и приехала съёмочная группа Сергея Соловьёва. Вместе они вспоминали и Венецианский фестиваль, где познакомились, и совместные прогулки по Москве (здесь у Ольбрыхского много друзей), и съемки фильма Соловьёва "Одноклассники", где актер блистательно сыграл, по сути, самого себя… Включены фрагменты фильмов "Пепел", "Все на продажу" Анджея Вайды; "Одноклассники" Сергея Соловьёва.
Часть 2-я. "Ежи Гофман" (27 ноября, 20:45). Ежи Гофман – всемирно известный польский режиссер и сценарист, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с историей его родной страны – Польши. "Гофман 80 лет рискует. И все риски он выиграл! Никогда, ни у кого, даже у польской публики он не был лакеем. Он никогда не снимал фильмы по принципу "дайте сделать картину, чтобы все обалдели, какой я чудный Гофман!" Нет, не чудный Гофман! Он снимает фильмы так, чтобы поляки заинтересовались самими собой, вот в чем коронный номер Гофмана. Увлечь поляков собственным польским сознанием и польской идеей", – уверен Сергей Соловьёв. В фильмографии Ежи Гофмана десятки документальных и художественных фильмов. "Я не режиссёр мозга, я режиссёр чувств. И, может, потому для меня самое важное это эмоции в кино. И если как зрителя меня раз зацепит какой-то фильм, так я потом иду на поводке, буду смеяться, буду плакать и не увижу никаких шероховатостей. Чёрт знает, может быть, поэтому я где-то свою эту энергию передаю в кино", – рассказывает Ежи Гофман.
Кстати, наделавший много шума фильм Гофмана "Варшавская битва. 1920" заставляет вспомнить фильм Анджея Вайды "Катынь". В этих двух картинах есть одна общая черта – это стремление не испортить российско-польские отношения. Хотя Ежи Гофман и говорит Сергею Соловьёву: "Политика давно перестала меня интересовать. Я перестал слушать наших политиков, ваших политиков, мне на всё это всё равно уже давно. Я никогда не был за дружбу народов, но я был за дружбу с тобой, с Пашкой Лебешевым, с Толомушем Океевым...". У Сергея Соловьева и Ежи Гофмана общая страница в жизни – это ВГИК и множество друзей…
Включены фрагменты фильмов: "Похитители велосипедов" Витторио Де Сики, "Бродяга" Раджа Капура, "Канал" Анджея Вайды, "Потоп" "Древнее предание. Когда солнце было Богом" и "Варшавская битва. 1920" Ежи Гофмана.
Часть 3-я. "Кшиштоф Занусси" (28 ноября, 20:45). Дипломная работа польского режиссера Кшиштофа Занусси "Смерть провинциала" (1966 год) принесла ему несколько международных наград. "Я как бывший физик всегда был близок к тому, что в физике, как и в науке, мы приближаемся к тайне и никогда не можем её расшифровать. У искусства происходит то же самое – мы приближаемся к тайне и уже не можем без творчества. Мы понимаем, где-то интуицией чувствуем некий смысл в жизни, но мы его никогда не поймём до конца. В этом невозможно разобраться, нужно просто принять это как тайну…" – рассказывает Кшиштоф Занусси.
Его считают "вторым Вайдой". "Занусси – самый разумный режиссёр среди нас – это уж точно!" – изрёк однажды великий мастер. "Занусси иногда называют, кстати, очень точно называют, тихой совестью Польши. Это как бы противовес безумному польскому страстному менталитету", – утверждает Соловьёв. Включены фрагменты фильмов: "Евангелие от Матфея"Паоло Пазолини, "За стеной" и "Из далекой страны" Кшиштофа Занусси.
Часть 4-я. "Беата Тышкевич" (29 ноября, 20:45). Киноманы советской эпохи шутили: "Когда нашему кино не хватает красавиц, помогает братская Польша". На экране героиням Беаты Тышкевич признавались в любви Бальзак и Наполеон, а в жизни ею восхищались Антониони, Висконти, Бунюэль и Тарковский. Её сравнивают с Софи Лорен и Катрин Денёв. "Я абсолютно не способна проводить ни мастер-классы, ни семинары. Более того, я дико смущаюсь, когда меня спрашивают, как я работала над ролью. Да никак я не работаю над ролью! Вообще никак! И на самом деле я вообще никакая не актриса. Я просто присутствую в тех фильмах, которые снимают люди, которых я люблю, а также в фильмах, в которых мне хочется принять участие", – откровенничает польская актриса.
Имя польской актрисы Беаты Тышкевич Сергей Соловьёв впервые услышал в 1969 году после выхода на экраны картины Андрея Кончаловского "Дворянское гнездо". По признанию Соловьёва, ему надолго запомнился "абсолютно волшебный женский облик". А познакомились они с Беатой значительно позже – как члены жюри на Каирском кинофестивале, где Соловьёв убедился, что Тышкевич не только талантливая актриса, но и удивительно эмоциональный зритель. "Беата абсолютно была не настроена делать что-нибудь в свой жизни так, как ей говорят. Беата была не настроена и на карьеру. Беата была настроена, прежде всего, на свободу", – уверен Соловьёв.
Включены фрагменты фильмов "Пепел" Анджея Вайды, "Дворянское гнездо" Андрея Кончаловского.
|