С 17 по 23 сентября на телеканале "Россия К" – программы, посвящённые памяти выдающегося режиссёра Петра Фоменко, который ушёл из жизни в начале августа 2012 года. Это передача "Театральная летопись" (17-21 сентября, 15:50), спектакли "Выстрел" (17 сентября, 16:15), "Гробовщик" (18 сентября, 16:15), "Детство. Отрочество. Юность" (19-21 сентября, 15:50) и четырёхсерийный художественный фильм "На всю оставшуюся жизнь" (22-23 сентября, 15:50).
Про Петра Фоменко говорили "непредсказуемый, парадоксальный", его называли просто – Мастер. Он пришёл в театр из музыки: до Школы-студии МХАТ и ГИТИСа окончил музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова и институт имени Гнесиных по классу скрипки. Потому, наверное, его спектакли многие называли "лирическими симфониями" и говорили, что Фоменко режиссирует, как дирижирует, по законам музыкальной драматургии. Он стал символом театра, настоящим Мастером, который своей жизнью, своим трудом заставил огромное количество людей полюбить театр и приоткрыл то подлинное, что театр несёт за собой.
В основе программы "Театральная летопись. Пётр Фоменко" (17-21 сентября, 15:50) – встреча режиссёра с коллегами, которая состоялась в Доме-музее М. Н. Ермоловой. В передаче Петр Наумович делился мыслями о творчестве, поэзии, театре; вспоминал эпизоды своей нелёгкой жизни, учёбу у прославленных мастеров Художественного театра; рассказывал об Анатолии Эфросе и Ольге Яковлевой, о работе со своими студентами, о том, как рождались его ставшие уже легендарными спектакли. В программе приняли участие: актрисы Ольга Антонова и Людмила Максакова, режиссёр Евгений Каменькович.
Режиссёр и педагог, создатель театра "Мастерская Петра Фоменко", он с иронией относился к славе. "Публичность очень соблазнительной бывает, – говорил Фоменко. – Во второй половине жизни мне удавалось её избегать. А в первой – не было опасности". Пётр Наумович был замечательным рассказчиком, философом, певцом, чтецом и, как считает Евгений Каменькович, "удивительным, интересным человеком, и при этом чудовищным хулиганом". Рассказывая о своей жизни, он словно провоцировал тех, кто попадал в его поле зрения. Так, например, размышляя о природе театра, Фоменко цитировал статью Блока, утверждая, что лучше, чем классик, уже не скажешь: "Театр есть та область искусства, о которой прежде других можно сказать: здесь искусство соприкасается с жизнью, здесь они встречаются лицом к лицу. Рампа есть линия огня: сочувственный и сильный зритель, находящийся на этой боевой линии, закаляется в испытании огнём; слабый – развращается и гибнет. Искусство, как и жизнь, – слабым не по плечу".
По мнению коллег, Фоменко был сам по себе человек-театр. Взрывной, обаятельный и закрытый, непредсказуемый, а также очень тонкий, особенно в том, что касается актёрской индивидуальности. Подсказывая, он не навязывал. Предлагал искать своё, но в атмосфере, которую сам умел создать как никто другой. Каждый, кто соприкасался с ним в работе, находил в нём что-то особенное, близкое: "В нём есть что-то невероятное, даже мистическое, – считает Ольга Антонова. – Мне иногда кажется, что он посадил мне на затылок какого-то ангела-хранителя, который ведёт меня по жизни. С кем бы я ни работала, я всё время обращаюсь к этому существу и спрашиваю у него: "А как бы эту роль разобрал Пётр Наумович, что бы он тут напридумал?". Он многих изменил и многим дал надежду. А после себя оставил не только свои великие спектакли, но и действующую "школу": четыре поколения блестящих артистов и режиссёров, абсолютно живой театр. "Для меня это человек, который дал мне всё, – говорит режиссёр, актёр Сергей Пускепалис. – Надежду на абсолютный театр, не подверженный дурным театральным болезням, театр как товарищество, как радость от того, что мы вместе".
Свою Мастерскую, где играют и ставят его ученики, Пётр Фоменко обрёл только к шестидесяти годам. А до того слыл неустойчивым гением. Его "Смерть Тарелкина" в Театре Маяковского закрыли по цензурным соображениям. Десять лет в Ленинграде, два сезона в Тбилиси. Психологизм, крупные планы и работа актёра с текстом от автора – всё это Фоменко отрабатывал на телевидении, в спектаклях по Пушкину и Толстому. Здесь в его орбиту попали и Олег Янковский, и Леонид Филатов, и Александр Калягин, и Маргарита Терехова. Телеспектакли Петра Фоменко "Выстрел", "Гробовщик", "Детство. Отрочество. Юность" – в дневном эфире телеканала "Россия К" с 17 по 21 сентября.
Режиссёр Фоменко любил грамматическое определение future in the past – будущее в прошедшем. Он опирался на классические тексты русской литературы – Пушкина, Толстого, Чехова и Островского. И так современно они звучали, что сам его подход – чуткость, тщательность и при этом лёгкость в работе со сложной литературой – стал настоящей школой, стилем. На его спектаклях каждый вспомнит и о своём детстве, и о первой любви. Есть у режиссёра и кинематографические работы. К сожалению, их всего лишь три. Зрителям телеканала "Россия К" представится возможность увидеть легендарный четырёхсерийный фильм Мастера "На всю оставшуюся жизнь" (22-23 сентября, 15:50), заслуженно признанный одним из лучших фильмов о войне.
Фоменко умел рассказывать о грустном не без надежды, о счастье не без меланхолии. Его работы были одновременно и очень умные, и всегда лёгкие, как пушкинская строчка. Как сказал о нём народный артист России Сергей Юрский, это "человек, который сохранил слово в театре, который дал ему новое звучание. Он оставил такое наследство, которое даже не равно его жизни – оно больше его жизни…".
|