Сегодня многие родители находятся в отчаянии от состояния нашего образования, и в то же время сомневаются в необходимости реформы. Но школа должна меняться, потому что меняются и сами дети, и картина мира в целом. Но как правильно ответить на вызовы нашего времени, не утратив при этом лучших завоеваний отечественной педагогики?.. Поэтому задача учителя – соединять прошлое и будущее.
Документальный фильм "Ищу учителя" (3-6 сентября, 21:35) рассказывает об уникальных авторских школах – "Класс-центре" Сергея Казарновского, "Школе Ямбурга", Свято-Алексиевской пустыни отца Петра (Василенко), лицее "Текос" Михаила Щетинина, школе-лаборатории Владимира Гармаша, школе Шаталова и многих других единственных в своём роде учебных заведениях. Авторы фильма побывали в этих образовательных учреждениях, пообщались с выдающимися педагогами-новаторами, которые предлагают удивительные методики или используют открытия предшественников, удерживая баланс креативности и адаптации. В фильме принимают участие: президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор педагогических наук Анатолий Цирюльников, доктор психологических наук Александр Асмолов, заслуженный учитель России Евгений Бунимович, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма, а также учителя и ученики.
Программа "Класс-Центра", созданного заслуженным учителем России Сергеем Казарновским, объединяет общеобразовательную, музыкальную и драматическую школы в единое образовательное пространство. Его девиз – "Театр – как система гуманитарного образования".
"Мы попробовали построить образовательный процесс в атмосфере художественного дела, – рассказывает Сергей Казарновский. – Получилась школа, в которой каждый ребёнок, наравне с точными науками, получает музыкальное образование и учится пользоваться тем, что ему дала природа – своим телом. Мы хотим научить детей получать удовольствие через математику, литературу, музыку, картины. Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок осознал, какой многогранный этот мир. Сложный, цветной, вкусный, состоящий из множества самых различных звуков и запахов. И мы должны помочь ребёнку как можно внимательнее рассмотреть этот мир и постараться научиться получать удовольствие от соприкосновения с ним. Если мы в детстве научим его радоваться голубому небу, звуку капели, красоте и силе собственного тела, просто умению что-то создать и радоваться этому, значит, мы сделали его счастливым, то есть нормальным человеком".
Самый главный постулат "Школы Ямбурга" – не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка. Евгений Александрович не верит, что ребёнок всегда может учиться только с увлечением: "На самом деле есть вещи трудные и скучные. Ничего весёлого в том, чтобы выучить таблицу умножения, нет, но её надо выучить. Это некое сочетание и требований, и, если хотите, такого вольного свободного духа. У нас не элитная, а продвинутая образовательная школа. Мы учим и очень способных одарённых детей, и детей, у которых есть серьёзные проблемы в развитии, вместе. Школа – это воспитательное пространство. Где-то нам нужна модернизация, а где-то архаизация, возвращение к главным ценностям и смыслам. На мой взгляд, золотой век, когда школа была действительно свободна – это "лихие 90-е". Когда государству было не до нас, родились новые типы и виды учебных заведений, возникли авторские школы, экспериментальные программы, уникальные методики, и была заложена основа вариативности образования. Сегодня, к сожалению, всё это сокращается. Вступая на путь полной стандартизации, мы фактически загоняем детей в тупик".
В основе системы образования Свято-Алексеевской пустыни – изучение древних языков и математики. "В нашем учебном заведении три основных кита – древнегреческий, латынь и математика, – рассказывает отец Пётр (Василенко). – Этим языкам у нас отведено огромное количество часов, плюс ещё 2 или 3 современных языка. Это огромные нагрузки для детей. Естественно, наши дети сдают единые государственные экзамены, потому что мы живём в светском государстве и не можем не выполнять государственный стандарт. Наше учебное заведение – светское учреждение. Единственное, чем оно отличается, – это тем, что и взрослые, и дети здесь верующие православные христиане. И тем, что у нас преподаются основы религии, православное учение, а дети присутствуют на богослужениях".
Михаил Щетинин создал школу, ломающую все устои, которую называют главным педагогическим чудом планеты – лицей "Текос" под Геленджиком. Здесь дети учатся с 4 до 10 лет, потом поступают в институты, сами становятся учителями. Взаимное обучение детьми друг друга – один из главных методов школы Щетинина. "Самое главное основание щетининской школы – это утверждение прекрасного во всём: и в том, как чистится картошка, и как укладывается кирпич за кирпичом, и в том, как танцевать и петь, что читать и как разговаривать с человеком, – уверен президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. – В школе Щетинина учат тому, что владение способами русского рукопашного боя нужно только для защиты слабых, для защиты Родины. Детей в школу Щетинина везут с разных концов России и СНГ, и они обретают здесь и дом родной, и радость жизни".
Герои фильма делятся своими развивающими методиками и воспитательными стратегиями, рассуждают о проблемах современного образования и о давно назревшей потребности в глубоких гуманитарных преобразованиях.
"Мы живём в мире, где царствует формула: "Стресс, который всегда со мной", – утверждает доктор психологических наук Александр Асмолов. – И в этой ситуации необходима школа, которая помогает тебе принимать решение в каскаде неопределённых ситуаций. Ведь мы живём в мире неопределённостей. Потоков новой информации становится всё больше и больше, а вместить их в прокрустово ложе стандартов образования невозможно. Современная школа – это школа развития, а не школа памяти. Это школа неопределённости. Для того, чтобы догнать время, нужно научить учиться".
|