14-16 августа в 23:40 на телеканале "Россия К" – премьера документального сериала Владимира Мелетина "Мой сосед – М. Булгаков" о доме в Нащокинском переулке, в котором жили писатели и поэты, драматурги и сценаристы и где находилась последняя квартира автора "Мастера и Маргариты".
В одном из арбатских переулков – Нащокинском – когда-то находился дом 3/5. Он был известен, прежде всего, тем, что в нём располагался первый писательский кооператив. В этом же доме началась и жизнь режиссера-документалиста Владимира Мелетина.
Документальный сериал Владимира Мелетина "Мой сосед – М. Булгаков" (14-16 августа, 23:40) – это не просто хроника дома в Нащокинском переулке, а личный рассказ автора о родном доме, который волею судьбы и истории стал одной из вех отечественной культуры. Принимают участие: историк литературы Мариэтта Чудакова, историк Леонид Видгоф, историк архитектуры Алексей Клименко, кинорежиссёр-журналист Алексей Симонов, фотограф Александр Стернин, экскурсовод Елена Приморская. Включены кадры кинохроники, записи интервью писателя Константина Симонова и кинодраматурга Сергея Ермолинского.
"Дом 3/5 в Нащокинском переулке, что рядом с Гоголевским бульваром, знаменит, конечно, не тем, что в нём в 45-м году родился я, а тем, что в 40-м здесь закончилась жизнь автора "Мастера и Маргариты", – считает Владимир Мелетин. – И этот "роман века" Булгаков писал здесь. История этого дома коротка, но уж очень ярок был этот период в жизни нашей страны. Отсюда забирали Мандельштама. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года за ним к этому дому приехал "черный ворон". Сюда заходила в гости к семейству Ардовых Анна Ахматова. Здесь цокала высокими каблучками по тогда еще булыжной мостовой юная и прекрасная Белла Ахмадулина – жена писателя Юрия Нагибина, торопясь домой. Раз в году переулок наполнялся невиданными советскими гражданами иномарками – в день рождения супруги американского корреспондента Генри Шапиро. Подворотня этого дома в 1953 году была оккупирована амнистированными уголовниками. А в 1956-м из лагерей начали возвращаться политические, люди-тени медленно поднимались по бесконечным лестницам – домой. Лифтов в нашем доме не было. А позже, когда в 66-м вышел журнал "Москва" с сильно отредактированной версией "Мастера и Маргариты", весь дом загудел, как улей: "Кто? Когда? Здесь?" В 1973 году писательский дом снесли. Если бы здание по этому адресу существовало поныне, то его стены по количеству мемориальных досок могли бы затмить знаменитый Дом на набережной. Причем в отличие от увековеченных на Берсеньевке, заслуги здешних литераторов-жильцов вряд ли можно было подвергнуть сомнению. Это были бы имена с большой буквы".
|