26 апреля юбилей отмечает прославленный российский литературовед, критик, телеведущий, музыкальный обозреватель канала "Россия - Культура" Святослав Бэлза. К этой дате в эфире телеканала – программа "Линия жизни" (28 апреля, 21:20).
В программе "Линия жизни" (28 апреля, 21:20) Святослав Бэлза рассказывает о своём детстве; о том, как искусство входило в его жизнь, и как музыка и связанная с ней просветительская деятельность стала второй профессией.
"Всем хорошим в себе я обязан не только книгам, но и родителям", – утверждает Святослав Игоревич. Его отец, Игорь Фёдорович Бэлза – известный советский музыковед, критик и композитор, от которого Святослав унаследовал многое, в том числе и большую страсть к книгам. Ещё в детстве отец привил сыну ответственность за фамилию, настоящую славянскую фамилию польского происхождения. Святослав Бэлза всегда помнил, что не может себе позволить ничего лишнего, потому что нужно думать о репутации рода: "Быть сыном или дочерью известного отца – это прекрасно, и, может, как-то и облегчает старт, но и накладывает особый отпечаток. Люди начинают сравнивать…".
Отец был для Святослава Игоревича хорошим примером, он всегда "ходил в бабочке не только на концерты, но и во дворе, чем вызывал почтение у дворников". Сын перенял эту привычку. Однажды его друг актёр Василий Лановой сказал, что "Бэлза спит в смокинге", и эта фраза стала крылатой. Как считает сам Святослав Игоревич, "форма в искусстве не менее важна, чем содержание. И как военный, надевая мундир, преображается, так и музыканты оркестра, надевая смокинги, перестают быть просто людьми, а превращаются в артистов – это подтягивает и обязывает".
Святослав Игоревич с ранних лет общался с друзьями родителей – известными, выдающимися личностями, и с ними отношения складывались намного лучше, чем с ровесниками. Именно в их окружении он понял, что "чем крупнее личность, тем проще человек", а также, то, что "интеллигентность – это когда человек не нос задирает, а может найти общий язык со всеми". Это не раз помогало знаменитому телеведущему во время интервью с известными людьми. Бэлза был лично знаком с Рудольфом Нуриевым и Галиной Улановой, Сергеем Образцовым и Изабеллой Юрьевой, Вадимом Козиным и Иваном Козловским, Грэмом Грином и Лучано Паваротти.
На телевидение Бэлза попал случайно, да и вообще всё, что было в его жизни, как он сам говорит, решали встречи: "По разным линиям жизни мне посчастливилось встречаться, а иногда и подружиться с теми, кто определяет лицо культуры – и нашей русской, и мировой. Память о них священна, ведь это люди, в которых отразилась эпоха".
Несмотря на то, что телевизионный образ Бэлзы давно затмил его литературно-критическую деятельность, он продолжает писать – предисловия к книгам Александра Дюма и Марка Твена, вступительные статьи к мемуарам Ирины Архиповой, Муслима Магомаева и Грэма Грина. Коллеги говорят, что пора бы ему уже самому взяться за мемуары, но пока Святослав Игоревич "предпочитает жить, а не вспоминать".
|