К 80-летию со дня рождения Андрея Тарковского телеканал "Россия - Культура" показывает премьерный документальный фильм "Тарковские. Осколки зеркала" (2-5 апреля, 23:00), драмы "Жертвоприношение" (7 апреля, 22:10) и "Ностальгия" (8 апреля, 22:25).
"Тарковские. Осколки зеркала" (2-5 апреля, 23:00) – это рассказ Марины Тарковской о трёх поколениях семьи; и, собственно, воспоминания – пронзительные, живые, печальные эпизоды о времени и о необыкновенном роде Тарковских. "Когда я стала вспоминать, – говорит Марина Арсеньевна, – это превратилось в странное разматывание нити. Как киноплёнка, которая всё время прокручивается, прокручивается. Получились осколки – маленькие рассказы о каких-то событиях, воспоминания, смешные и грустные истории". В них сохранилось не только исчезающее время, но и чувства и переживания всех Тарковских: непростой диалог отца и сына – Арсения и Андрея Тарковских, история взаимоотношений родителей, двух сильных личностей, о Юрьевце, где проходило детство, о том самом городе, который Андрей называл "потерянным раем". Марине Арсеньевне удалось выбрать не только правильную интонацию для фильма, но и создать такую "правду жизни", которая, безусловно, поможет зрителям постичь правду искусства Андрея Тарковского.
"Свое детство я помню очень хорошо, – рассказывал Андрей Тарковский. – Это для меня самый главный период моей жизни. Главный, потому что именно он определил все мои дальнейшие впечатления, которые уже в позднее, зрелое время сформировались. Это важный период в жизни человека, который определяет всё его будущее". Андрей Тарковский уделял теме детства большое внимание. Что такое детство? Насколько важно? Как влияет на дальнейшее развитие личности? "Я когда смотрю фильмы Андрея, так много сразу всплывает в памяти из жизни в Юрьевце. Впечатления накапливались и не забывались. Ведь многие увидят и сразу забудут или даже не заметят. Андрей всё замечал, всё видел и всё помнил. Мама очень любила цветущую гречиху. У гречишного поля мы всегда останавливались. Мама нам говорила: "Помолчите, послушайте, как оно гудит!". Мы слушали, как гудят пчёлы в бело-розовом море. И Андрей это всё запомнил и использовал затем в картинах "Андрей Рублев" и "Зеркало", – вспоминает Марина Тарковская.
В 1973 году Андрей Тарковский после 30-летнего перерыва едет в Юрьевец для выбора натуры к фильму "Зеркало". Именно этот фильм стоит как бы особняком в творчестве Андрея Арсеньевича. Фильм представляет собой своеобразное поэтическое произведение, рассказывающее о сложных истоках духовного мира современного человека, о формировании его нравственных принципов, о том, что память лежит в основе человеческой личности. Тарковский: "В "Зеркале" мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга. Когда я вспоминаю о детстве, то вспоминаю моменты, когда передо мной была вся жизнь, когда я чувствовал, что я бессмертен и всё возможно, и всё выполнимо. Это было тяжёлое время. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И всё-таки я много получил в жизни. Всем этим я обязан матери".
В своём рассказе Марина Тарковская уделяет особое внимание воспоминаниям о маме, Марии Ивановне Тарковской (Вишняковой). Это была удивительная, светлая женщина. "Родители познакомились на высших литературных курсах. Андрей писал: "Мать – Мария Ивановна Вишнякова окончила литературный институт". Это не соответствует действительности. Андрей немножко любил приукрасить семейную биографию. Отец уехал, а мама собиралась сдавать экзамены, хотела получить справку о получении высшего образования, что открыло бы ей дорогу к дальнейшей работе. Но папа был настолько настойчив в том, чтобы она приехала к нему в Завражье, что в результате мама всё оставила и уехала к папе. На этом и закончилось мамино образование, к сожалению. Когда отец ушёл, не имея никаких средств к существованию, она стала работать корректором в типографии. И работала так до самого конца. Пока не получила возможности выйти на пенсию…"
Другая тема, крайне важная в жизни Тарковских, это тема отца и расставания. "Вообще в нашей семье считалось, что Андрей повторяет судьбу папы. Это действительно было так. Папа был для Андрея каким-то непререкаемым авторитетом. Мама была прозой, а папа – высокой поэзией. Общение с отцом, всегда превращалось для Андрея в большой праздник. Папа был очень интересным человеком, и жизнь вокруг него тоже была интересной". Стихи Арсения Тарковского стали важной смысловой и художественной частью в фильмах Андрея Тарковского "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия". Для фильма "Зеркало" поэт по требованию сына перечитывал свои стихи 11 раз, пока режиссёр не был вполне удовлетворён. "Развод – это было трудным делом и для мамы, и для папы, потому что он очень любил маму и нас. Это парадоксально. Но такая сильная была страсть на стороне. Он и Андрея предупреждал об этом. "Не бросайся в любовь, как в глубокий колодец и не будь как листок на ветру". Вот такие слова папа написал Андрею, когда тот задумал в 18 лет жениться. И видно как бы сам себя осуждал, он говорил, что если ты сам поддаешься такому порыву души, то при этом очень сильно ранишь любимых и любящих людей".
По признанию Марины Тарковской, в семье все вели дневники, часто писали друг другу письма. Фильм "Тарковские. Осколки зеркала" – это диалог поколений, попытка договорить то, что не успели сказать друг другу Тарковские. "У нас в семействе существовала какая-то странная вещь. Мы друг друга очень стеснялись. И Андрею, и мне, и маме, и папе было очень трудно выяснять какие-то отношения, о чём-то серьезном говорить друг с другом. Нам трудно говорить друг с другом, мне легче написать тебе письмо, чем сказать тебе что-то. В этом смысле мы очень странное семейство…".
В фильме использованы фрагменты фильмов Андрея Тарковского, фотоматериалы из личного архива Марины Тарковской; звучат стихи Арсения Тарковского.
|