28 марта в 20:45 на телеканале "Россия - Культура" – премьера документального фильма Григория Илугдина "Неистовая Дина Верни".
Документальный фильм "Неистовая Дина Верни" (28 марта в 20:45) – это рассказ о переплетении судеб великого французского скульптора Аристида Майоля, его любимой музы и натурщицы Дины Верни и главного скульптора нацистского рейха Арно Брекера. В фильме принимают участие: художники Эрик Булатов, Оскар Рабин, Владимир Янкилевский; адвокат Ксавье де Ру, филолог Жаклин де Ру, винодел Ивон Берта-Майоль. Использованы редкие кино- и фотодокументы из архивов Франции, Германии, СССР.
Дина Верни родилась в 1919 году в Кишинёве, в семье музыкантов. В возрасте шести лет она переехала с родителями в Париж, где её отец устроился тапёром сеансов немого кино. Когда ей было 15 лет, она впервые появилась в доме у знаменитого скульптора Аристида Майоля, где часто собиралась французская творческая элита. В тот же день он предложил Дине стать его натурщицей. Майолю тогда было 73 года. После их встречи началась история под названием "Художник и его Модель". Мастер нашёл в ней свой идеал "вечной гармонии", а Модель – учителя жизни. Дина позировала Майолю все последние годы жизни скульптора. Результатом стали сотни пастелей, полотен, рисунков, десятки монументальных бронз, среди которых шедевры "Река", "Гора", "Воздух".
Дина была очень свободолюбивой и своенравной. В годы Второй мировой войны она не раз прятала беженцев и антифашистов в мастерской Майоля, затем тайно переправляя их в соседнюю Испанию по "дороге свободы". Франция была оккупирована немцами, вокруг сновала немецкая полиция и гестапо, – то, что делала Верни, было настоящим безумием, которое не могло остаться безнаказанным. В 1943 году её арестовали и посадили в тюрьму. Майоль в отчаянии обратился за помощью к Арно Брекеру, своему ученику, великому скульптору и любимцу Гитлера. "Если ты не освободишь Дину, я тебя знать не хочу", – написал он. Брекер помог.
В день смерти Аристида Майоля, 27 сентября 1944 года, его любимой музы не было с ним рядом. Последними его словами были: "Освободите Дину!". Майолю казалось, что она всё ещё находится под арестом. Его похоронили в Баньюльсе, французской провинции, где он когда-то родился. Всё своё состояние и все свои коллекции он завещал Дине Верни.
Когда пал Третий рейх, всесильный когда-то Арно Брекер лишился всего: его скульптуры были уничтожены, а шлейф фашистского прошлого не позволил провести ни одну персональную выставку. Дина Верни, наоборот, стала успешной французской галеристкой. Она была удостоена ордена Почётного Легиона, и передала в дар французскому правительству скульптуры Майоля. Сейчас они установлены в саду Тюильри в Париже. В 1959 году она посетила Советский Союз, откуда тайно вывезла картины тогда никому не известных советских "неофициальных" художников – Михаила Шемякина, Владимира Янкилевскиого, Оскара Рабина, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, и в своей парижской галерее устраивала их выставки. Но главной целью её жизни было создание музея Аристида Майоля. Её мечта осуществилась в 1995 году, когда в присутствие президента Франции на улице Гренелль состоялось торжественное открытие музея. "Это не просто музей, – говорит художник Владимир Янкилевский. – Это дань теплоты и любви, которую Дина пронесла через всю жизнь. В этом смысле этот музей абсолютно уникален — я не знаю второго такого...".
|