27 марта Мстиславу Ростроповичу исполнилось бы 85 лет. Выдающийся виолончелист ушёл из жизни пять лет назад, 27 апреля 2007 года. О нём говорили: "Ростропович создал новый круг кровообращения культуры и связей между людьми". В программе, приуроченной к 85-летию со дня рождения маэстро, телеканал "Россия - Культура" показывает документальный фильм "Война и мир Мстислава Ростроповича" (26 марта, 20:45) и записи концертов музыканта, которые нельзя посетить, но есть возможность вспомнить!
Когда-то Александр Солженицын назвал Ростроповича "солнечным Славой", но его солнце содержит в себе и ядерный заряд, который может разрушить все преграды на своем пути. Мстислав Леопольдович, по мнению людей его окружавших, сочетал два противоположных полюса: войны и мира. Музыка и любимые люди – это то, что давало ему свет и радость в жизни. Полюс войны наполнял его преобразующей энергией, которая приводила в движение всё, что окружает музыканта.
В фильме-портрете "Война и мир Мстислава Ростроповича" (26 марта, 20:45) главное – это судьба маэстро, его мировоззрение и люди, значимые в его жизни. Фильм строится вокруг трёх интервью – самого Мстислава Леопольдовича, его жены Галины Вишневской и дочери Елены. "Мы очень гордимся своими родителями, – говорит Елена от себя и от своей сестры Ольги. – Я благодарю Бога, что мне дано такое счастье, быть их дочерью. На нас в детстве всегда пристально смотрели. Вот, мы должны быть такими же, как они. Но мы – уже другие. Нельзя от нас ожидать такого же".
Мстислав Ростропович был на редкость открытой и улыбчивой натурой. Архивные записи его выступлений, репетиций, занятий с учениками до сих пор хранят следы его улыбки – приветливой, чуть наивной, искренней, подбадривающей. Это же подтверждает Галина Вишневская: "Я вышла замуж за Ростроповича через 4 дня после знакомства. Так быстро и навсегда он располагал к себе".
Мстислав Ростропович давал по 200 концертов в год. И сколько он не обещал жене чаще бывать дома, бывал наездами. "Думаю, что любовь в течение жизни не изменяется. Она скорее обогащается. Если жизнь проходит по-настоящему счастливо, и, если плюс ко всему, вы проводите не всё время вместе друг с другом, то в результате, когда вы видите свою жену, она может оставаться вашей возлюбленной больше 50 лет. Так, например, у нас с Галиной Павловной. А всё потому, что мы живём с перерывами, с антрактами. Каждый из нас принадлежал своей профессии. И наша профессия давала нам жизненный путь – мы ездили по разным странам, мы встречались с великими людьми. Шостакович, Прокофьев, Шагал, Дали. Все наши точки соприкосновения с Галей были с участием каких-нибудь больших людей. Это интересовало, обогащало жизнь. Профессия наполняла нашу жизнь. Помимо того, что мы были друг с другом", – вспоминал Мстислав Леопольдович.
Ростропович обладал уникальным исполнительским талантом: он был первым исполнителем 117 произведений для виолончели, а в качестве дирижёра – 70 новых оркестровых партитур и нескольких опер. "Когда отец играл на сцене – это было как гипноз, – вспоминает Елена Ростропович. – Люди переставали дышать. Это невозможно объяснить, это нужно слышать". Сам маэстро утверждал: "Все, что я играю, я люблю до обморока".
Своей знаменитой супруге, выдающейся певице Галине Вишневской, Ростропович аккомпанировал как пианист больше 30 лет, он также дирижировал многими операми, где пела Галина Павловна. "Он – уникальный музыкант! Всесторонне образованный и талантливый человек. Блестящий пианист, гениальный виолончелист и дирижёр. Таких больше нет. И ещё не скоро будет", – признается в фильме Вишневская.
Кажется, что всё давалось ему легко, само собой. Музыка – это то, что всегда помогало ему обращать энергию в творчество, выражать самые бурные эмоции и общаться с миром.
Мстислава Ростроповича называли человеком мира. Современников восхищал не только уникальный талант музыканта, активная общественная и благотворительная деятельность, которая всегда была для Мстислава Леопольдовича не обязанностью, а потребностью, но и смелая гражданская позиция. Много лет спустя Ростропович скажет: "Если меня попросят назвать главное деяние моей жизни, то оно не будет связано с музыкой". Начиная с 1969 года, Ростропович и его семья поддерживали писателя Александра Солженицына, не только разрешив ему жить на своей даче под Москвой, но и написав открытое письмо Брежневу в его защиту. "Я написал письмо в советские газеты, где описал свой взгляд на Солженицына и нашу систему, что мы обижаем гениальных людей", – вспоминал Ростропович. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей. Мстислав Ростропович стал мишенью для тех, кто мстил ему за письмо в поддержку Солженицына. Его убеждали, что ни один оркестр не хочет играть с ним, потому что уровень его как музыканта за последнее время катастрофически упал. "Отец был в жутком виде, в полной депрессии. Он потерял себя. Потому что когда тебе говорят, что ты плохой музыкант и тебя никто не хочет слушать, начинаешь в себе сомневаться", – рассказывает Елена Ростропович. В 1974 году им были выданы выездные визы. Через четыре года Ростроповичи были лишены советского гражданства, которое им было возвращено только в 1990 году. "Если бы мы не уехали, он бы погиб!" – говорит Вишневская.
В фильме "Война и мир Мстислава Ростроповича" музыкант рассуждает о главных для каждого человека ценностях – жизни, любви, творчестве; вспоминает знаковые встречи. К ним относится и знакомство с Папой Римским. "Для меня эта встреча оказалась очень важной… Когда мы уходили от него, он вдруг мне сказал: "Знаете, маэстро, у вас осталась только одна проблема в жизни". Я ему говорю: "Если вы считаете, Ваше святейшество, что у меня всего одна проблема, может, вы скажете, какая?". Он мне ответил: "Вы знаете, существует между землей и небом, между нами и Господом невидимая большая лестница. И мы по этой лестнице идём наверх. Часто бывает так, что мы делаем некоторые шаги вниз. У вас осталась только одна проблема: прежде чем что-нибудь сделать в своей жизни, подумайте – это шаг вверх по лестнице или вниз". Я был настолько потрясен простотой и ясностью того, что сказал Его Святейшество, что сразу это записал себе. Я до сих пор так живу: вспоминаю это и стараюсь выполнять по мере возможностей".
В фильме использованы фрагменты документальных картин: "Галина. Любовь с антрактами", "Вечное движение", "Самарские хроники", "Мастер-класс", уникальные кино- и фотодокументы из семейного архива и Российского государственного архива кинофотодокументов.
К 85-летию со дня рождения Мстислава Ростроповича телеканал также приурочил: сольные концерты в Лондоне и Париже – 1961-1970 годы (26 марта, 17:35), в программе которых – произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, К. Дебюсси, Д. Шостаковича. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Романсы П. И. Чайковского (27 марта, 17:35), концерт в БЗК, запись 1964 года. 27 марта в 20:45 – мастер-класс Мстислава Ростроповича в Малом зале Московской консерватории, звучат произведения И. Брамса, Д. Шостаковича, С. Прокофьева. Концерт А. Дворжака для виолончели с оркестром в исполнении Ростроповича и Лондонского симфонического оркестра в эфире 28 марта в 17:35. Концерт из произведений Дмитрия Шостаковича – последний, которым дирижировал Мстислав Леопольдович, телеканал "Россия - Культура" показывает 29 марта в 17:35.
|