С 13 по 16 февраля в 23:00 в эфире телеканала "Россия - Культура" – премьера программы "Монолог в 4-х частях. Вадим Абдрашитов".
Физик по образованию, философ по складу ума, кинематографист по призванию, Вадим Абдрашитов – один из самых выдающихся мастеров отечественного кинематографа. Без его фильмов невозможно представить отечественное киноискусство последней четверти ХХ века. "Слово для защиты", "Парад планет", "Пьеса для пассажира", "Время танцора", "Магнитные бури", – эти этапные для отечественного кинематографа ленты, снял именно он. Его картины имеют свой узнаваемый стиль и киноязык, который не спутаешь ни с кем. Это режиссёр, который умеет создавать в каждом фильме только ему присущую атмосферу. Фильмы Абдрашитова, даже те, что были сняты более 20 лет назад, не утратили актуальности и сегодня. Каждый раз, пересматривая их, открываешь для себя что-то новое. Обычно о таком кино говорят: "Это классика!".
В фильмографии Абдрашитова всего одиннадцать картин, но каждая из них становилась поводом для дискуссий, вызывала горячие споры и удостаивалась престижных наград. Кстати, мало кто помнит, что картина "Пьеса для пассажира" получила в Берлине "Серебряного медведя" (1995).
Его ленты нередко упрекают в излишнем пессимизме, а его самого – в слишком жёстком взгляде на реальность. Впрочем, сам Вадим Абдрашитов имеет совершенно противоположное мнение. В своём "Монологе" известный кинорежиссёр поделится с телезрителями воспоминаниями и жизненными впечатлениями; мыслями о прошлом и настоящем отечественного кинематографа; расскажет о себе; о своих режиссёрских работах и связанных с ними историях; о встречах с интересными людьми; об актёрах, с которыми приходилось работать, и о многом другом, что наполняет его долгую и счастливую творческую жизнь.
Вадим Абдрашитов родился в Харькове, в детстве и юности "кочевал" с родителями по всему Союзу – Камчатка, Сахалин, Владивосток, Ленинград, Москва, Алма-Ата. Его будущее мог бы определить полёт Гагарина в космос – вдохновлённый Абдрашитов отправился поступать в знаменитый физико-технический институт в Долгопрудном. "Это особый институт и особые люди. Я слушал лекции гениев – Игоря Тамма, Льва Ландау. Этот опыт общения и время, проведённое на физтехе, в учёбе, в общении с людьми дали мне, конечно, очень много", – вспоминает Абдрашитов. Потом перевёлся в Московский химико-технологический институт, работал несколько лет на электровакуумном заводе.
"Я очень люблю кино. Могу смотреть практически любой фильм. Я киноман с детства. Особенно после того, как впервые увидел трофейный фильм "Тарзан". В 1970 году Вадим Юсупович поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, где учился сначала у Михаила Ромма, а позже у Льва Кулиджанова. В 1974 с блеском защитил диплом. Его работа, короткометражный фильм "Остановите Потапова!", снятый по одноимённому рассказу Григория Горина, был удостоен главного приза кинофестиваля ВГИКа (1975) и награды "За лучшую режиссуру" на Всесоюзном кинофестивале "Молодость" (Киев, 1975). Эта сатирическая комедия стала первой большой работой физика, перешедшего в лирики.
Вадим Абдрашитов вспоминает: "Меня пригласили работать на "Мосфильм". Я попал из рук Ромма, Кулиджанова в руки Юлия Райзмана, в окружении забот которого я проработал 20 с лишним лет". На "Мосфильме" он снял почти все свои картины. Сценарий первого фильма Абдрашитов искал долго и мучительно, пока не прочитал работу молодого и неизвестного Александра Миндадзе. С тех пор прошло почти тридцать лет – Вадим Абдрашитов снял 11 фильмов, и все – по сценариям Миндадзе. Это исключительное счастье для сценариста – найти режиссёра, который видит такую же картинку, как и автор. "Мы работаем вместе с 1975 года. За это время мы сняли одиннадцать картин. На самом деле это не так много. Одиннадцать принципиально разных картин по материалу, по степени условности, по своей природе. Каждый фильм мы начинаем с нуля", – рассказывает Вадим Абдрашитов.
Вместе с Александром Миндадзе они создали свой кинематограф интеллектуальной драмы, осложнённый острейшими нравственными коллизиями. Каждый из этих фильмов соответствовал времени, в которое создавался. Но в каждом из них есть и некое предвидение будущего. "Над кинематографом висит проклятье конкретики изображения. В отличие от литературы, где любое слово вызывает наши собственные ассоциации. Чтобы вы ни написали про облака или закат, в кино вы снимаете конкретный закат или облака. Поэтика кинематографическая, безусловно, существует. Но как пересказать, например, то, что сделал Марлен Хуциев в "Июльском дожде"? Как пересказать его эпизод утреннего разъезда троллейбусов? Слов просто не существует!", – размышляет Абдрашитов.
В программе использованы фрагменты фильмов Вадима Абдрашитова и фотоматериалы из личного архива режиссёра.
|