22 декабря в 20:00 смотрите на телеканале "Россия - Культура" премьерный документальный фильм "Сказки венского леса" (Россия, 2011), снятый на основе одной из глав книги воспоминаний "Было – не было" кинодраматурга, лауреата Ленинской премии Бориса Добродеева.
"Ах, Вена, Вена!.. Я влюбился в этот город еще мальчишкой. Мне было лет 6, когда я впервые увидел этот город на почтовых открытках, которые присылал мне мой дядя Альберт, работавший тогда в Австрии в нашем Торгпредстве. Я подолгу, с интересом рассматривал их. И умелая мальчишеская фантазия уносила меня в этот далекий, чудесный город. Неужели я когда-нибудь увижу его?! Но пришли безрадостные времена, улетучились и мои грезы о Вене…" – так начинает свой рассказ кинодраматург Борис Добродеев, перу которого принадлежат сценарии нескольких десятков документальных и игровых кинолент.
"Сказки венского леса" (22 декабря, 20:00) – это редкий образец мемуарного жанра, снятый не только живо и интересно, но ещё и честно и искренне по отношению к себе и с большой симпатией к людям, с которыми сводила автора судьба.
В разгар "холодной войны" молодого кинематографиста Бориса Добродеева командируют за границу. Он назначен главным редактором "трофейной" австрийской киностудии "Венфильм-ам-Розенхюгель" (Wien-Film Rosenhüge), доставшейся СССР в счет репараций. Борис Тихонович Добродеев ярко и образно рассказывает о своей работе на студии "Венфильм", о людях, с которыми ему довелось встречаться. В его рассказе предстают и партийные функционеры, отвечавшие за кинопроизводство, и главные действующие лица советского кинематографа СССР и Запада, а также те, чьи заслуги незаслуженно забыты. Среди героев фильма – Александр Андриевский (генеральный директор киностудии "Венфильм"), Михаил Леонов (один из заместителей Андриевского по производству фильмов), Рут Фишер (редактор и жена писателя-историка Эрнста Фишера, одного из секретарей ЦК компартии Австрии) и многие другие.
"Апрель 1953 года, столица Австрии. Совсем не та – жизнерадостная, беспечная, поющая, что пленяла меня в детстве. Это был усталый, озабоченный город, еще не залечивший раны, нанесенные войной. Местами виднелись следы бомбежек и ожесточенных боев". Почти 60 лет спустя Борис Добродеев снова в Вене. И тоже апрель, только 2011 года. Он показывает город, каким его запомнил тогда. Правда, многое изменилось. Оказалось, что "Венфильма" как такового там уже нет. Теперь это компания, где делают рекламные ролики и мультфильмы. Борис Тихонович прошёл по знакомым местам – внутреннему двору, зданиям и коридорам, нашёл свой прежний кабинет, выходивший на террасу. И многое опять вспомнилось…
Это была та самая киностудия, где были сняты многие музыкальные картины с невероятно популярной в Германии и Австрии, а потом и в Советском Союзе актрисой венгерского происхождения, танцовщицей Марикой Рёкк. Трофейный фильм "Девушка моей мечты" с Рёкк в главной роли обошёл всю нашу страну с триумфальным успехом. По техническим параметрам и оснащению австрийская студия считалась одной из лучших в Европе. "После суматошного и неопрятного "Мосфильма" я был поражен внешним видом студии "Венфильм". Абсолютная тишина и четкость во всем. Поражали культура взаимоотношений, воспитанность, приветливость людей", – вспоминает Борис Добродеев.
Студия была невелика – три небольших, но прекрасно оборудованных павильона, несколько административных корпуса, склад реквизита. О её звуковой студии ходили легенды. "Очевидцы рассказывали, что во время одного из налетов авиации на Вену в 1944 году во дворе студии упала и разорвалась фугасная бомба. Но звуконепроницаемость зала тон-студии, где в это время озвучивали эпизоды нового фильма, была такова, что там ничего не услышали".
Борис Тихонович повествует о картинах, снимавшихся в ту пору на "Венфильме" известными западными мастерами искусства. Знаменитый Бертольд Брехт дал согласие на экранизацию одной из своих сатирических пьес "Господин Пунтилла и его слуга Матти". "Странное, обманчивое впечатление производила на первый взгляд внешность Брехта: срезанный плоский лоб, на который нависали жидкие волосики, слегка сплющенный нос… В общем, простецкая внешность рабочего. Ничто не говорило об интеллекте и гениальной одаренности этого человека", – рассказывает Добродеев.
Кроме Брехта привлечь к сотрудничеству удалось и других интересных личностей. Новатор оперной сцены, режиссёр Вальтер Фельзенштейн решил поставить картину "Фиделио" по опере Бетховена. Из Парижа приехали сторонники левой творческой интеллигенции – Владимир Познер (поэт, переводчик, журналист) и Роже Вайн (писатель). К ним присоединились один из лучших художников французского кинематографа и театра Андре Барсак и кинорежиссёр Луи Дакен. Им всем было поручено экранизировать роман Ги де Мопассана "Милый друг". Карл Парилла, один из самых известных мастеров австрийской сцены, уже снимал на студии фильм о комике Александре Жирарди. Во время своего визита в Австрию и работы над фильмом "Сказки венского леса" Борис Тихонович захотел увидеть тех, с кем работал, вспомнить прошлое и поговорить по душам. Выяснилось, что многих уже нет в живых. Поэтому он посетил их родственников – Марину Фишер (дочь Рут Фишер), сына Карла Париллы.
История "трофейной" студии "Венфильм" закончилась также быстро и неожиданно, как и началась. Примерно через год после возвращения Бориса Добродеева из командировки, министр иностранных дел СССР Молотов подписал с союзниками соглашение о выводе оккупационных войск из Австрии и декларацию о признании её независимым государством.
Текст от автора читает Авангард Леонтьев. Использованы фрагменты фильмов "Гибель сенсации", "Девушка моей мечты", "Милый друг", "Жизнь Бетховена", "Фиделио", а также материалы Российского государственного архива кинофотодокументов, киноархива Австрии (Film archive Austria), из личных архивов Бориса Добродеева, Марины Фишер, Карла Париллы, Виктора Кергера, Валерии Познер, Алена Барсака.
|