В канун 20-летия телеканала "Интер", мы решили заглянуть за кулисы телепроизводства и поговорить с людьми разных профессий, которые работают над созданием больших и сложных телепроектов – "Касается каждого", "Утро с Интером", "Жди меня. Украина", "Добрый вечер на Интере" и других. Ну а для начала – отправились в "Интершколу" на открытую лекцию исполнительного продюсера программы "Жди меня. Украина" Андрея Гупало, который рассказывал о нюансах своей профессии. Итак, кто такой – исполнительный продюсер телевизионного проекта и чем он занимается?
Главное для продюсера телепроекта в любом, самом ярком и творческом проекте, – сохранять "холодный ум". Мыслить следует, как директор завода, а не как творческая личность. Реализация творческих амбиций не имеет ничего общего с прагматичным производством, где все сводится к результату – доходу или его отсутствию.
Детально описать весь спектр задач, которые приходится решать исполнительному продюсеру проекта, сложно, их очень много. Вот - несколько основных блоков:
- создание максимально благоприятной атмосферы для творческой группы, когда коллеги занимаются креативом и реализацией задумок, забыв о финансах, логистике и т.д.;
- работа с подрядчиками, финансовый учет, документооборот проекта;
- соблюдение бюджета проекта и КПП [календарно – постановочного плана, то есть, графика съемок – прим. vsetv];
- анализ показателей смотрибельности;
- планирование загрузки персонала;
- работа с героями программы, логистика их участия в съемках проекта.
Начинать каждое утро с рейтингов - мое обязательство перед самим собой. Не изучая ТВ-рынок ежедневно, и "свои" показатели, и показатели других программ и телеканалов, можно оказаться за бортом. Цифры - реальны, а наши творческие домыслы - иллюзия, которую можно подкрепить только хорошими показателями.
Главный ежедневный вызов исполнительного продюсера - сделать максимально дешевый и при этом максимально рейтинговый продукт. Дорогое производство осталось в прошлом, докризисном периоде.
Зритель обвиняет телеканалы в недостаточном количестве истинно полезных телепередач. У нас к зрителю ответный вопрос: почему же попытки сделать полезное в большинстве случаев заканчиваются провальной смотрибельностью?
Интеллектуальные программы – также в зоне большого риска: их, к сожалению, смотрит абсолютное меньшинство. Такого продукта практически нет на украинском медиарынке, он не дает больших цифр. А мы помним главную задачу производства – результат.
Мы получим стоящие сериалы и фильмы на ТВ только тогда, когда телезритель будет готов платить за них. Рекламные доходы не могут покрывать всех затрат. Существование качественного продукта требует оплаты за просмотры. VOD-платформы уже начали свой большой путь на нашем рынке, и некоторые зрители уже сегодня готовы платить за качество. Я уже выработал в себе привычку не скачивать пиратское видео, а платить за легальный контент. Только если мы все "проголосуем кошельком", у нас появится украинский продукт мирового уровня.
Топ-менеджмент телеканалов действительно хочет показать зрителю качественный продукт. Для них это важно. Но возникает другой вопрос: а к чему готов зритель? Украинец очень любит критиковать, редко "голосуя пультом", поддерживая эксперименты каналов телесмотрением.
Большие проекты во многом держатся на взаимопонимании в команде и страсти к работе, эти вещи творят чудеса.
Начиная проект, очень важно понимать, для кого ты это делаешь, кто твой зритель. Ответив на эти вопросы, то есть, не только создав качественный продукт, но и попав в ожидание аудитории, добьешься успеха.
Если нет рейтингов, значит, проект сделан для себя, а не для зрителя. Перестраивайся, меняйся, ищи контакт со своим верным зрителем. Он это однозначно оценит.
|