23 апреля в 20:40 в эфире телеканала "Россия К" – премьера документального фильма "1913. Год серого быка", рассказывающего о последнем мирном годе для России и Европы накануне Первой мировой войны и последующей гибели Российской империи.
1913-й – сталдля России годом стремительного развития авиации, кинематографа, звукозаписывающих устройств. России,действительно,было,чем гордиться. Темпы роста экономики очень высоки: новые заводы, фабрики, верфи, электростанции, дороги. К 1913 году доля страны в мировом производстве превысила 5%, завершен Великий сибирский путь от Петербурга до Владивостока – самая протяженная железнодорожная линия в мире. В 1913 году собран рекордный урожай пшеницы – главный российский продуктбыл на столе каждого европейца. Только в историю 1913 год войдет последним мирным годом Европы, кануном новой эпохи…. Но что же погубило нашу страну? Неужели горстки революционеров и войны оказалось достаточно, чтобы разрушить великую Российскую империю? Было ли решение у национального вопроса в царской России? Правда ли, что подданные империи умирали от голода, в то время как Россия кормила половину Европы? Действительно ли в 1913 году русский рабочий жил лучше, чем при Советской власти? Была ли Россия готова к первой мировой войне? Ответы на эти вопросы зрители телеканала "Россия К" смогут получить в документальном фильме "1913. Год серого быка" (23 апреля, 20:40).
Спустя столетие многие события 1913 года кажутся исполненными трагического символизма, а ожесточенные споры о них продолжаются до сих пор…"Внешне ничего не предвещало, внешне в империи было все спокойно, благополучно, однако, внутренний магматический огонь был, и он все ближе подходил к поверхности,–рассказывает в фильмедоктор исторических наук, директор Института российской истории РАН Николай Петров –Если рисовать картину имперской России начала века только розовыми красками, это было бы абсолютно не верно. 5% мирового промышленного производства – это не плохо, но это в разы меньше чем у Германии или Франции, не говоря уже о США. Нельзя же не видеть того, что в России за 17 лет произошло три революции – случайно так не бывает и чей-то злой умысел так не может сделать подряд, тем более, что каждая из этих революций, начиная с 1905 года – это был огромный взрыв низовых слоев населения".
Развивающемуся капиталуРоссии были нужны четкие и понятные законы.Между тем, государственный аппарат был все так же коррумпирован, полицейский контроль тормозил частную инициативу, нехватало квалифицированных кадров, на народное просвещение выделялось лишь 4% бюджета, а экономический рост зачатую тормозил откровенный абсурд:4/5 великой страны жили даже не в девятнадцатом, а в XVIIIвеке – большинство населения по-прежнему сидело при лучине и боялось паровоза. К этому можно смело добавить повсеместноепьянство, кризис церкви, откровенную оппозицию, недоверие к императору и все обостряющийся национальный вопрос. А главное – промышленные подъемы Столыпинской реформы уже начали наращивать стабильный средний слой, в котором большинство составляли квалифицированные рабочие – образованные, сплоченные, они представляли уже серьезную силу и уровень их жизни неуклонно повышался. "Дело в том, что революции бывают не тогда, когда очень плохо, а тогда, когда появляются большие группы сытых протестантов, могущих себе позволить протестовать, не боящихся наказания, –рассказывает в фильмеакадемик, директор Института научной информации по общественным наукам РАНЮрий Пивоваров. –Вот когда происходят революции! Они происходят в хорошие моменты, но, конечно, они происходят вследствие того, что целый ряд проблем не было решено, и тогда эти проблемы выходят наружу…".
В разгар первой русской революции Николай II провел секретное совещание с высшими чинами империи –что делать? Был на него приглашен и историк Василий Осипович Ключевский. Пожилой профессор на встрече с царем почти не высказывался, лишь внимательно слушал. После совещания великий русский историк с печалью сказал своим близким: "Сын Николая II, царевич Алексей править не будет…". Ключевский слишком хорошо знал русскую историю, свою страну и свое время! Уже в 1905 году он понимал, что исторический срок монархии в том виде, в котором она была подошел к концу…
|