С 17 по 20 февраля в 23:00 в эфире телеканала "Россия К"–премьера авторской программы Михаила Левитина "Под небом театра".
Авторская программа Михаила Левитина "Под небом театра" –это рассказ о судьбе малоизвестных, но уникальных имен, либо о неожиданных ракурсах в жизниизвестных людей. "Надо помнить о прошлом, а такое впечатление, что у театра прошлого нет, – рассуждает Михаил Левитин. – Мы посвящаем этот цикл моему другу, огромному режиссеру, любимому всеми – Петру Фоменко. Я с огромным наслаждением это говорю, и знаю, что он меня слышит. Ему всегда были интересны воспоминания о тех, кого уже нет".Речь пойдет о Николае Евреинове, Гордоне Крэге, АнтоненеАрто, и Всеволоде Мейерхольде. Выбранные герои не случайны – из разрозненной, пестрой вереницы театров разных стран, направлений и исторических эпох, складывается картина единого театрального мира, в котором нет ни первых, ни главных, а есть только прекрасные, любимые и незабываемые. Использованы фотографии, хроникальные и документальные кадры из архивов кино.
"Николай Евреинов. Сверхшут" (17 февраля, 23:00). Уникальный режиссер и драматургНиколай Евреинов называл себя "сверхшут" и считал, что жизнь человечества началась с театра. С театра для себя. Так собственно и называлась его книга – "Театр для себя". Он утверждал, что мир создан по закону сценического реализма. Что театр – это главный стимул и источник жизни. Что для человека самое главное не быть похожим на самого себя.Что стиль создают люди. Так, например, Наполеон создал огромный стиль, и этому стилю подчинилась Франция и весь мир. Мир подчинился театру. В середине 1920-х годов Евреинов покинул Россию, но не потерял связь с ней и знал, что происходит на родине. Его все время интересовало, как они там держатся эти люди. Если бы Евреинов знал, что такое довести свою жизнь до катастрофы, что такое быть убитым, как был убит Мейерхольд, или сойти с ума из-за своего театра, как Таиров, он либо отказался бы от своих теорий, либо бы стал не тем Евреиновым, который, к сожалению, забыт. Но главное: он не знал, что все они держатся на любви к театру, потому что не знал, что это такое.
"Гордон Крэг. Думай обо мне" (18 февраля, 23:00). Абсолютный гений XX века, который определил театр XX и XXI веков,Гордон Крэгбыл провозвестником режиссерского театра. Он утверждал, что все – свет, музыка, актеры, пьеса, декорации– входит в понятие режиссура. Именно Крэг вывел фигуру режиссера на первый план. Все соединяется воедино под небом театра. Всю жизнь Крэг мечтал об идеальном актере для условного, поэтического театра – театра символов. Отсюда родилась идея сверхмарионетки. Он считал, что актер должен отказаться от многообразия мимики, а оставить в своей художественной палитре только символы. Эти символы превращают лица актеров в маски. Актер стирает свою сценическую индивидуальность, становится сверхмарионеткой. Речь пойдет и о том, почему Крэг пришел к отрицанию актеров в пользу кукол-марионеток. Как последние годы, живя во Флоренции, он создавал этих марионеток, желая, чтобы они заменили ему актеров, но так и не сумел этими куклами воспользоваться. Так что же такое живое и искусственное в театре? И чем вообще актер может помешать режиссеру?
"АнтоненАрто. Галлюцинации"(19 февраля, 23:00).Великий французский теоретик и практикАнтоненАрто – один из самых сложных художников XX века, а, может быть, и будущих веков. Он был уверен, что театр переделает мир, и мечтал театром изменить общество. Его знаменитый манифест "Театр жестокости", ставший одним из главных для театра ХХ века, по влиянию сравнимый только с системой Станиславского, в свое время считался безумным. Речь шла о жестокости по отношению к зрителям, которые должны не просто спокойно наблюдать, а посредством коллективного бессознательного погрузиться в головокружительный круг фантазии Арто и стать соучастниками действа. Но его идеи не находили поддержки и отдачи. Многие, ссылались на безумие Арто (а он действительно потом сошел с ума), относились к его теориям осторожно. Но оказалось, что во многом он был прав. Сегодня многие театры пользуются идеями Арто. Рассказ о том, как идеи и догадки, которые могут показаться бредом сумасшедшего на самом деле впоследствии вошли в практику мирового театра.
"Мейерхольд и ученики. Ремни от сандалий"(20 февраля, 23:00).Речь пойдет о том, как понимали уроки Мейерхольда его собственные ученики. О том, что любое учение трактуется индивидуально и, в конце концов, становится неузнаваемым. Есть ли в этом вина тех, кто понял своего учителя иначе, по-своему, или есть вина учителя, не сумевшего или не захотевшего раскрыть до конца свои представления о театре? Судьба театральных систем Таирова, Мейерхольда, Вахтангова, Станиславского.
|