25-28 марта в 23:00 на телеканале "Россия К" – премьера документального сериала "Людмила Максакова. Уроки мастерства".
Документальный сериал "Людмила Максакова. Уроки мастерства" (25-28 марта, 23:00) – это монологнародной артистки России о своей семье и детстве, о нелёгком пути и становлении в профессии, о своих учителях, об уроках, которые ей давали великие современники. Она дружила и продолжает дружить с огромным количеством людей и про каждого хранит в памяти удивительную историю, грустную или смешную. Прекрасная рассказчица, обладающая необыкновенным чувством юмора и артистизмом, Людмила Максакова погружает нас в атмосферу своего времени; необычайно интересно рассказывает о неожиданных поворотахв творческойсудьбе."Что украшает нашу жизнь, если мы вдумаемся? Что составляет главное богатство и главную радость человека? Это встреча с людьми, кому как повезёт. И в этом смысле, безусловно, я счастливый человек, и вот это везение не от меня зависело, оно приходило само собой", – рассуждает Максакова.
Актрисе родилась и выросла в томисключительном месте старой Москвы, где в советские времена жил весь цвет творческой интеллигенции, в доме, населённом выдающимися деятелями эпохи, в семье знаменитой оперной певицы Марии Петровны Максаковой. "Вот в этой квартире, где я сейчас сижу, я прожила всю свою жизнь, я ничего не изменила. Мне настолько дорого все, что здесь происходило, – рассказывает актриса. – И вот это окружение, люди, среди которых я росла, стихи Ахматовой, романтический настрой, виолончель, музыка, французский язык – из этого коктейля получилось странное существо, которое очень рано стало задумываться о смысле жизни. Однажды я проснулась, мне было лет десять, и я подумала: "Боже мой, ведь я же умру…". Эта мысль меня так взволновала! "А Пушкин, он же тоже умер…", – эта мысль меня как-то утешила. И я стала размышлять: "А что же делать? Ведь жизнь конечна, надо кому-нибудь или чему-нибудь ее посвятить… На что тратить свою жизнь?…".Ответ на эти важные вопросы нашёлся очень неожиданно. Однажды, будучи еще совсем молодой девушкой, она увидела по телевизору отрывок пьесы на французском языке, которые разыгрывали студенты Щукинского училища. Её буквально заворожила мелодика речи и красота актёров: "Это мне снится, или это правда? Неужели это где-то существует? Боже мой, неужели этому можно где-то научиться?!" Этого было достаточно, чтобы она тут же приняла решение поступать в театральный…
Но путь Людмилы Максаковой в профессию складывался не так уж и гладко, как могло бы показаться на первый взгляд. Учеба в Щукинском училище давалась ей непросто, особенно когда начались поиски образа. "Тут уж я здорово испугалась – теряю себя, профессию, погибаю…Сомнения, раздумья – этого было больше, чем звёзд на небе. У меня начались сомнения, есть у меня талант или нет… Но в конечном итоге я всё-таки поняла, что театр – это искусство преодоления, надо преодолевать и робость, и застенчивость. Играть надо смело!" И этому пониманию, помимо своего главного наставника, Рубена Николаевича Симонова, который позвал её в свой театр и доверил ей, студентке IV курса, главную роль в спектакле "Живой труп", актриса считает себя обязанной своей маме. Людмила Максакова рассказывает о том, как Мария Петровна, видя её переживания, метания, старалась помочь. Это было непросто, ведь оперное искусство, которым она владела, отличается от драматического. И поскольку мать и дочь не всегда друг друга понимали, Мария Петровна делала дочери внушения письменно. Именно эти строки Бальзака, полученные от матери, Людмила Максакова считает своим главным напутствием и девизом в жизни и профессии: "Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает".
Людмиле Максаковой удалось разгадать секрет актёрской профессии. Поэтому ей, теперь уже народной артистке России, подвластны любые роли – княжны Адельмы в "Принцессе Турандот" и Маши в "Живом трупе", Анны Карениной и пушкинской старухи в "Пиковой даме", Раневской в "Вишневом саде" и Анны Андреевны в "Ревизоре". И это всё она, Людмила Максакова – изменчивая до неузнаваемости, готовая на сцене быть смешной, некрасивой, эксцентричной, не до конца разгаданная как истинная женщина и настоящая актриса.
"Великий артист существует на уровне мировоззрения, эпохи и судьбы. Если он владеет великим искусством стать другим, оставаясь самим собой, то перед вами настоящий большой артист, потому что актёр, который повторяет самого себя, никому не интересен…", –эти слова выдающейся актрисы в полной мере можно отнести и к её творчеству…
|