11-15 марта в 23:00 в эфире телеканала "Россия К" – премьера документального фильма "Монолог свободного художника", посвященного 80-летию Бориса Мессерера.
Документальный фильм "Монолог свободного художника" (11-15 марта, 23:00) – не только о любви двух выдающихся людей – поэтессы Беллы Ахмадуллиной и художника Бориса Мессерера, но и история отношений на фоне эпохи. Он представляет собой не просто двойной портрет Ахмадулиной и Мессерера, но и многофигурную композицию, галерею грандиозных "портретов", представленных перед зрителями: Всеволод Абдулов и Александр Митта, Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра, Владимир Высоцкий и Марина Влади, Венедикт Ерофеев и Эдуард Володарский. Эти портреты нарисованы не кистью Бориса Мессерера, а его столь же ярким и искренним словом, это целая история ХХ века, увиденная глазами большого художника и прочувствованная сердцем по-настоящему большого человека. "Я назвал свои воспоминания "Проблеск Беллы", – рассказывает Борис Асафович. – Еще до знакомства с Беллой я встречался со многими интересными людьми, которых правильно было бы вспомнить. Но после того как мы с Беллой стали проводить время вместе, число таких встреч неизмеримо возросло. Белла подарила мне целый круг замечательных литераторов, а я радовался ее вхождению в художественные и театральные сферы. И процесс этот был совершенно органичным, в нем не было никакой преднамеренности, он протекал естественно. Я был не сторонним наблюдателем, а участником этой безумной, но счастливой жизни. У меня всегда было много друзей, общение с которыми занимало значительную часть моего времени. Но главным моим жизненным инстинктом было стремление хранить Беллу и ограждать ее от различных бытовых неурядиц, чтобы уберечь ее редкий талант".
Рассказ о взаимоотношениях с Ахмадулиной был не самым главным для Бориса Мессерера. Гораздо более важным стал образ самой Беллы, те нюансы, тонко составляющие его, и который бы он хотел донести до зрителя. "Надо знать характер Беллы, она абсолютно не была тщеславна – вот поразительное качество для знаменитого поэта, – рассказывает Мессерер. – Она все отдавала, любую вещь, любую реликвию. У нее вообще не было никакого имущества, она абсолютно все раздавала людям. Это был ее принцип жизни. Она не ценила свои автографы, у нее никогда не было чувства собственности. После того, как мы начали эту новую жизнь, мы столкнулись с финансовыми проблемами. Так случилось, что даже когда несколько позже мы стали жить с Беллой очень широко, у нас никогда не было таких денег, которые лежали где-нибудь на книжке. Это был какой-то корабль жизни, который несся по волнам, не касаясь этих волн, этого быта, мы были выше этого…. Но, все-таки, надо же было ходить в Новоарбатский гастроном, что-то покупать… Там были огромные очереди, толпы приезжих, которые покупали какую-то ужасную колбасу. И Беллу нельзя было туда пускать, потому что она всем говорила: "Пожалуйста, будьте прежде меня!" Это ее классическое выражение и принцип жизни. Она как-то написала: "Мы жили бедно, но благородно"… Наши отношения не были основаны на каком-то богатстве, роскоши жизни, они были абсолютно органичными, невзирая ни на какую бедность, ни на что, просто любовь – в чистом виде…".
Фильм наполнен стихами Беллы Ахмадуллиной, которые она сама декламирует в своей неподражаемой манере. И, конечно, стихи, посвященные их встрече с Мессерером: "В том декабре и в том пространстве / душа моя отвергла зло, / и все казались мне прекрасны, / и быть иначе не могло. Любовь к любимому есть нежность / ко всем вблизи и вдалеке. / Пульсировала бесконечность / в груди, в запястье и в виске…"
|