Известный российский писатель Людмила Улицкая отмечает юбилей. 22 февраля на телеканале "Россия К" – премьера документального фильма Елены Якович "Соло для Людмилы Улицкой" (20:35) и телеспектакль "Эта пиковая дама" (21:25).
В жизни Людмилы Улицкой было много поездок в разные города. Как признается сам писательница, свою жизнь она превратила в дорогу… "У нас есть образцовый путешественник, которого мы проживаем с детских лет, – это Одиссей. Существование человека в дороге, в пути – очень важная метафора любой человеческой жизни. У меня безумное количество дорожных историй, написанных и ненаписанных. Тем более что у нас была большая страна, и по ней было интересно поездить. Я давно уже живу с ощущением, что у меня есть дорожный ангел".
Документальный фильм Елены Якович "Соло для Людмилы Улицкой" (22 февраля, 20:35) – это, с одной стороны, ставшая символичной для русской литературы дорога из Москвы в Петербург и обратно (действие в основном разворачивается в вагоне поезда), а с другой, рассказ-путешествие по собственной судьбе. Людмила Улицкая вспоминает детство и родителей, людей, с которыми сводила жизнь, размышляет о себе и своём поколении, о прошлом и современности.
Улицкая считает, что принадлежит к тому "последнему поколению", по которому проходит какой-то "именно цивилизационный шов": "Я принадлежу к тем, кто помнит печки в домах, коммунальные кухни, керосинки, электричество, которое постоянно гаснет, и поэтому всегда в запасе есть свечки… Хотя на самом деле поколение наше исключительно удачливое. Нам со временем невероятно повезло. Со мной многие не соглашаются, но я считаю, что мы жили и живём в золотом веке, потому что завтра, может быть, кто-то и будет жить богаче, но природы такой уже не будет. Я помню Крым с дикими бухтами, московские дворики с цветами и полисадами…".
Размышления Улицкой о быстротечности времени, и, в особенности, рассуждения о совершенно другом социуме, в котором мы сейчас проживаем, выливаются в красивый монолог, который автор фильма подкрепляет интересным и необычным видеорядом. Слова писательницы звучат особенно пронзительно и сокровенно, – ведь такое происходит чаще всего тогда, когда человек рассказывает о чём-то, находясь в пути, в поезде: "Куда девалось медлительное созревание жизни – долго собирающийся дождь, нескончаемое взбивание земляничного мусса полной женской рукой с ямкой на локте, распухшие вот уж две недели желёзки? Кончилось неторопливое русское время…"
Улицкая считает, что время остановилось, люди не могут выбраться из него, они у него в плену: "Модель этого плена я пытаюсь разобрать в сегодняшнем времени. Удивительная черта современности, что времен несколько, и они разные. Время невероятного ускорения, когда все меняется буквально в течение нескольких секунд. Это фантастическое ускорение, которое происходит, оно лишает нас некоторого экзистенциального пространства, когда некогда подумать, некогда посидеть, скорость такова, что хочется остановиться".
Как же найти тот баланс, как остановиться, посмотреть на всё, что тебя окружает?.. Героиня фильма пытается найти ответы на эти волнующие вопросы. "В моей жизни произошел момент, который я оценила значительно позже. Ведь я начала писать рассказы, действие которых происходило в 1950-60-70-х годах, – "Сонечка", "Медея", "Казус Кукоцкого". Оказалось, что я свою жизнь проживаю второй раз, я туда заглядываю, анализирую её взрослым взглядом, оцениваю, прохожу её отстраненно. Но это моя жизнь. Когда меня спрашивают: "Почему вы не пишите про сегодняшний день?". – Я отвечаю, что мне сегодняшний день менее интересен, я еще не разобралась со вчерашним…".
|