С 9 по 12 июля в 19:45 на телеканале "Россия - Культура" – премьера цикла "Укрощение таланта", посвящённого жизни и творчеству художников начала XX века – Николая Суетина, Натана Альтмана, Владимира Лебедева, Лазаря Хидекеля.
Цикл "Укрощение таланта" рассказывает о четырёх художниках, которые начинали работать ещё до революции, а в 20-е годы ХХ века активно "строили новое искусство". В отличие от многих "первых лиц" русского авангарда герои цикла не были репрессированы, не выбрали путь эмиграции, дожили до старости и даже продолжали работать. Но каждому из них пришлось заплатить за это свою цену.
Первая серия посвящена жизни и творчеству Николая Михайловича Суетина – мастера дизайна, графики и живописи, представителя авангарда в его супрематическом варианте. Рисованием Николай Суетин увлёкся в начале 1910-х годов, во время учёбы в Кадетском корпусе в Петербурге. Во время Первой мировой войны молодого выпускника отправили на фронт, а вскоре после этого его полк оказался в Витебске, что стало решающим моментом в жизни Николая Суетина. Ведь именно Витебск был "местом первого акта действия драмы русского авангарда". В 1918 году Николай Суетин записался в Народную художественную школу, созданную Марком Шагалом, а затем познакомился с Казимиром Малевичем. По словам искусствоведа Натальи Козыревой, "у Малевича было два настоящих ученика – Суетин и Чашник. Они полностью овладели супрематическим языком".
В 1922 году Николай Суетин вместе с Малевичем переехал в Петроград. Там он участвовал в работе Государственного института художественной культуры, работал на Государственном фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова. Как художник по фарфору он произвёл настоящую революцию, радикально видоизменив как декор, так и саму структуру изделий – в результате отказа от каких бы то ни было исторических стилизаций ради элегантно-строгого геометризма (чашки, блюдца, вазы-"суетоны" и сервизы, лучше всего представленные в Музее Ленинградского фарфорового завода). Позднее, вслед за Казимиром Малевичем, Николай Суетин перешёл от чистой геометрии к "метафизическим", условно-знаковым фигуративным образам. Не забыл он и последнюю просьбу своего учителя – похоронить его как супрематиста. В 1935 году Николай Суетин создал уникальный памятник в виде куба с чёрным квадратом на могиле Малевича в подмосковной Немчиновке…
Во второй серии речь пойдёт о талантливом советском живописце, скульпторе и театральном художнике Натане Исаевиче Альтмане. В 1968 году Натану Альтману присвоили звание заслуженного художника РСФСР. На следующий день в квартиру позвонили – пришла правительственная телеграмма с поздравлениями. Натан Исаевич смял её и бросил на пол. На вопрос, какое у вас звание, он давно привык отвечать: "У меня нет звания. У меня есть имя". А имя у него действительно было, имя "изумительного художника, который ворвался в мировой художественный поток и подхватил воздух европейской культуры, как весь русский авангард", как считает искусствовед Александр Боровский.
Ворваться в "мировой художественный поток" уроженцу провинциальной Винницы, украинского городка с чертами оседлости, было отнюдь не просто. Натан Исаевич родился в 1889 году в семье еврейского торговца и рано лишился отца. Азы изобразительного искусства постигал в Одесском художественном училище, затем продолжил учёбу в парижской частной студии. Там он "ворвался в гущу столичной жизни. Без лишних слов, без громких заявлений и манифестов. Художники просто оглянулись и увидели: их стало на одного больше".
"Натан Альтман был человек, который мог делать абсолютно всё: и живописец, и график, и замечательный театральный художник, и скульптор", – отмечают искусствоведы. За свою полную творчества жизнь Натан Исаевич создал немалое количество работ, однако одним из наиболее известных его творений стал живописный портрет Анны Ахматовой. По словам дочери знаменитой поэтессы, Анна Андреевна считала портрет Альтмана лучшим из своих портретов и не уставала повторять, что в этом портрете "вся её судьба"…
В третьей серии рассказывается о жизни ещё одного талантливого художника начала XX века, признанного мастера плаката, книжной и журнальной иллюстрации Владимира Васильевича Лебедева. Его называли "королём детской книги", не забывая при этом добавить, что он крупный живописец и один из лучших советских графиков. В 1928 году его выставка в Русском музее собирала толпы посетителей. В следующий раз провести персональную выставку Лебедеву предложили в начале 1960-х годов. Он наотрез отказался. На выставке, подводящей итог жизни, нужно было показывать работы разных лет. А Лебедев упрямо повторял: "Я – художник 20-х годов!
Владимир Лебедев рано стал профессионалом – уже с 1911 года он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом доучиваться в различных частных студиях Петербурга. "Он был очень интересным художником, потому что он был чуть ли не самоучка, – отмечает искусствовед Эраст Кузнецов. – Для художников такого уровня это большая редкость". Главной школой для Владимира Лебедева всегда оставалась собственная творческая практика, и учился он на протяжении почти всей жизни. Наиболее полно искания Лебедева нашли отражение в его книжной графике. Владимир Васильевич, начиная с рисунков к "Слонёнку" Редьярда Киплинга, сумел открыть новую эру в иллюстрировании детских книг…
В четвёртой, заключительной серии, зритель узнает об ещё одном знаковом представителе супрематизма – ленинградском архитекторе Лазаре Марковиче Хидекеле. "Между небом и землёй повисает город. Здесь на первом уровне люди работают, на втором – отдыхают среди висячих садов в ресторанах и кафе, а ещё выше, ближе к небу и Солнцу находятся их космические жилища. Земля же остаётся нетронутой, и, спустившись сюда на лифте, можно просто наслаждаться природой". Это не глава из фантастического романа, это описание плана города на опорах Лазаря Хидекеля.
Лазарь Хидекель родился в 1904 году в семье витебского каменщика. "Он был очень романтичный мальчик, – рассказывает дочь Лазаря Хидекеля Регина. – В Витебске он часто ходил по улице, смотрел на небеса и видел там Мессию. И очень интересно, что этот Мессия действительно появился – в виде его потрясающих учителей Шагала, Малевича, Добужинского, Лисицкого". Лазарь Хидекель легко воспринял идею Каземира Малевича, что картина – "это проекция космического пространства". В 1922 году он поступил на архитектурный факультет Института Гражданских Инженеров. После его окончания Лазарь Маркович пришёл в только что организованный "Ленпроект". Впоследствии у себя в мастерской он спроектировал многие ныне известные объекты, среди которых первый трёхзальный кинотеатр "Москва", объявленный памятником архитектуры и получивший статус охраняемого государством сооружения. В послевоенные годы Хидекель ушел в педагогику и оставил заметный след в преподавании архитектурной дисциплины, создав свою особенную школу, свой особенный почерк и методику преподавания. До середины 1980-х годов Хидекель ходил на работу, учил молодых архитекторов, проектировал, строил. И почти никто, кроме самых близких, не знал, что, приходя домой, он снова садился за стол и продолжал рисовать проекты городов будущего…
|