8 июля юбилей отмечает один из самых известных кинорежиссёров, глава киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров. В этот день в эфире телеканала "Россия - Культура" авторский фильм Марины Денисевич. "Женский взгляд на мужское кино" (21:00) и кинолента Карена Шахназарова "Яды, или Всемирная история отравлений" (19:20). С 3 по 6 июля в 23:50 – ретроспектива фильмов режиссёра, в которую вошли ленты "День полнолуния", "Цареубийца", "Палата №6", "Город Зеро".
Режиссеры, снимающие серьезное мужское кино, и не догадываются, о чём думают женщины, глядя их фильмы. Женщина-автор документального фильма "Женский взгляд на мужское кино" (8 июля, 21:00) попадает на съёмочную площадку к Карену Шахназарову, наблюдает за кинопроцессом изнутри и пытается разгадать секреты мастерства знаменитого кинорежиссера. Зрители узнают, какими качествами, по мнению Шахназарова, должен обладать режиссёр, как он выбирает материал и кто пишет сценарии, что больше всего он не любит в съемочном процессе, о его отношении к женщинам в сугубо мужских профессиях и о многом другом. В фильме принимают участие: кинорежиссер Карен Шахназаров, кинодраматург Александр Бородянский, актер Алексей Вертков.
Для Шахназарова прелесть кино заключается в том, что это очень живой организм: "Во время съемок вокруг тебя собираются десятки, сотни людей, и их участие очень важно. Среди них огромное число очень талантливых людей, а значит они все с характером, со своим взглядом, со своим жизненным опытом и позицией. И ты должен их убедить в том, что то, что ты делаешь – это правильно. Кому-то надо польстить, кого-то напугать, кто-то жадный, кто-то наоборот… Режиссура – это в определенной степени манипуляция. Работая с людьми, ты манипулируешь, добиваешься того, что тебе надо, используя всякие струны человеческого характера".
Шахназаров утверждает, что для него выбор материала – это эмоциональный шаг: "Есть вещи, которые невозможно объяснить. Например, почему ты хочешь снимать именно это. Я не могу объяснить, почему я снимал "Мы из джаза", "Курьера", "Цареубийцу". Для меня очень важно поймать чувство, что я должен снять именно этот материал. У меня было несколько случаев, когда мы начинали работу, сценарий уже писали, иногда даже практически запускались в производство. Но вдруг я ловил себя на мысли, что у меня нет ощущения, что это надо снимать, и я прекращал".
Рассуждая о том, какие главные качества должны быть в человеке, чтобы он мог стать режиссёром, Шахназаров вспоминает случай из своей юности: "Когда я учился во ВГИКе, мы пошли на Московский фестиваль и встретили там знаменитого американского режиссера Стенли Крамера. Моя мама набралась смелости, подошла к нему и сказала: "У меня сын учится на режиссерском факультете, напишите ему пожелание". И он написал на бумажке одно слово "patience", что означает "терпение". Сняв 15 картин, я бы сказал, что терпение – это самое важное для режиссера. Потому что это работа, которая требует постоянного ожидания, приходится всё время чего-то ждать. Я не терпеливый, я заставляю себя быть терпеливым".
Сценарист Александр Бородянский, постоянный соавтор Шахназарова, называет его очень решительным человеком, жёстким в работе. В их практике были случаи, когда, уже начав съёмки, Шахназаров мог уволить несколько человек. И правильно делал, считает Бородянский: "Режиссёр не может быть другим. Если режиссер будет рохля, тогда кина не будет".
Самый главный учитель и источник для Шахназарова-режиссёра – это жизнь: "Я подсознательно всё, что происходит со мной в жизни, всегда где-то использую. И свои эмоции, конечно, тоже коплю. Был фильм такой "Всё на продажу" – это про нас. Это суть режиссёрской профессии. Ты всё равно себя открываешь и, кстати, наиболее успешные это те, кто больше себя открывает. Чем больше ты себя открываешь, чем больше ты обнажаешься, тем более возможно, что ты будешь интересен".
|