Украинские телеканалы сокращают закупку готовых программ, увеличивая долю собственного продукта, снятого по зарубежному формату. За последние полтора года они закупили больше форматов, чем за предыдущие десять лет. Этого требуют зрители — программы, снятые за рубежом, с каждым годом смотрят все хуже, а собственное производство позволяет каналам удерживать целевую аудиторию.
Период адаптации
"На протяжении последних десяти лет украинские каналы закупали в основном готовые программы, преимущественно из России. Но в 2008-2009 годах мы начали всерьез осваивать иностранные форматы",— говорит генеральный директор группы "1+1" Александр Ткаченко. Первым зарубежным форматом на украинском телевидении считается "Who wants to be a millionaire?" — программа вышла в эфире "Студии 1+1" под названием "Первый миллион" в 2000 году. Но тогда к иностранным форматам обращались редко — за девять лет было куплено в общей сложности 40 программ, отмечают в продакшн-компании WeiT Media (обладает эксклюзивными правами на адаптацию в СНГ форматов крупнейшего мирового производителя Endemol).
Настоящий бум начался в 2010 году: за последние полтора года крупнейшие каналы приобрели 47 иностранных форматов (см. диаграмму). Причем спрос оказался настолько велик, что телеканалы начали покупать даже те форматы, которые уже выходили в украинском эфире: "Интер" летом показал шоу "Миллионер. Горячее кресло" по формату "Who wants to be a millionaire?", а СТБ снял "Танцы со звездами" по формату "Dancing with stars" — соответствующее шоу выходило на "1+1".
Большинство украинских адаптаций — это развлекательные шоу (81 из 87 форматов — программы, на основе которых транслировались в эфире крупнейших каналов). Это объясняется популярностью данного формата: в рейтинге 25 самых популярных программ в 2010-2011 годах девять являются развлекательными, отмечают в исследовательской компании GfK Ukraine (исследование по аудитории "люди в возрасте от 18 до 54 лет").
Лидерство по числу адаптаций удерживает "1+1" — за все время в эфире канала было представлено 26 форматов, почти 30% всех адаптаций в Украине. В частности, "1+1" запускал такие успешные проекты как "Форт Буайяр", "Самый умный" и "Танцы со звездами". За последние полтора года канал приобрел 15 форматов, среди которых самыми популярными стали "Меняю жену", "Адская кухня" и "От босячки до леди". Второе место со значительным отрывом занимает канал "Украина". Самыми известными его проектами стали "Обнаженная красавица" и "Играешь или не играешь?". Третью позицию делят "Новый канал" и ICTV, снявшие "Фактор страха", "Леся+Рома", "Акулы бизнеса", "Фабрика звезд". На четвертом — "Интер" ("Битва украинских городов"). Позже всех к этому процессу подключился канал СТБ, купивший первый формат в 2007 году. Тем не менее многие его шоу стали особенно популярны — "В Украине есть таланты", "Х-фактор", "Танцуют все".
Осторожный риск
Покупка уже готовой ТВ-программы обходится каналу в два-три раза дешевле, чем ее адаптация или производство по собственному формату, говорят в телекомпаниях. Но такая программа собирает гораздо меньшую аудиторию, а каналы заинтересованы в высоких рейтингах — от этого зависят объемы продаж рекламы, дающей основную прибыль. В том же рейтинге 25 самых популярных программ 19 — украинского производства, к тому же нет ни одного иностранного развлекательного шоу. "Аудиторию интересуют локальные шоу, снятые с учетом специфики и менталитета страны. Ярче всего это видно по рейтингам реалити- и талант-шоу, участники которых должны быть близки и понятны аудитории. Украинца не интересуют соревнования между жителями Балтимора и Уэльса, противостояние одессита с харьковчанином привлекают его намного больше",— говорит председатель совета директоров группы компаний Star Media Влад Ряшин.
Простейший способ увеличения национального контента — адаптация иностранных форматов. Стоимость формата, по оценкам WeiT Media, занимает около 7% всех расходов на производство продукта. "В ряде случаев снимать по формату намного проще и дешевле, не нужно инвестировать в разработку идеи, стратегии, исследование аудитории",— отмечает господин Ряшин.
От заимствованного к собственному
Благодаря переходу к покупке форматов украинские каналы стали менее зависимы от зарубежных поставщиков контента, в первую очередь российских. Уже сейчас доля собственного производства в эфире украинских каналов составляет 37% (данные WeiT Media), для сравнения, в Чехии — 42%, в Польше — 70%. Во многом это происходит за счет адаптаций, составляющих около 37% развлекательных программ и сериалов.
На телеканалах приводят в пример Россию. В 2005-2007 годах российские телеканалы массово адаптировали сериалы, которые после этого перепродавали в готовом виде в страны СНГ, в том числе в Украину. Через три-четыре года доля адаптаций в эфире начала снижаться, продакшн-студии перешли на разработку собственных идей. На сегодня только 15% российских шоу и сериалов основаны на зарубежных форматах, на 70% эфир в этой стране заполнен локальными программами.
Следующий этап развития — начало выпуска национального продукта, полностью созданного телеканалами, от идеи до реализации. В дальнейшем доля готового продукта и закупленных форматов в эфире будет сокращаться, уступая место собственным проектам, считает Александр Ткаченко. По его словам, уже сейчас в Украине придумывают форматы, которыми интересуются и другие рынки. "Наша группа продает "Дневники темного", разработанные на канале ТЕТ",— говорит он. Другим проектом, успешно проданным как формат, являются "Мистические истории" (продакшн-студия Film.ua, транслировались на СТБ). По словам господина Ряшина, договор опциона на реализацию формата "Майдан`s" (выходит на канале "Интер") уже заключен с одним из ключевых игроков российского рынка. После представления формата на конференции в Сеуле им также заинтересовался ряд азиатских стран.
Представители продакшн-компаний уверены, что на телеканалах поспешили с выводами. "Каждый сезон количество национального контента в эфире повышается, растет спрос со стороны каналов, растет и предложение от продакшнов. Их количество все равно увеличивается",— утверждает креативный руководитель продюсерского центра Final Cut Media Олеся Ногина. Впрочем, телеканалы уже решают эту проблему. Так, в начале текущего телевизионного сезона группа "1+1" заявила о приобретении двух продюсерских центров для увеличения объема производства собственного продукта. На канале СТБ говорят, что 90% программ, выходящих в прайм-тайм, уже занимает продукция собственного производства.
Мария Попова
|