"Интер" – 8, "пинчуки" – 4, "Украина" – 3, "плюсы" – 2. "Эру" вычеркнули. 5-му дали. Рейтинг влиятельности украинских олигархов можно составлять по количеству лицензий, выданных Национальным советом по делам телевидения и радиовещанию на конкурсе 15 – 18 августа 2011 года, где делили места в будущих цифровых сетях.
НТКУ оставили, "Культура" пролетела.
С концепцией культурного канала на конкурс подавался ТВі – "ТВі-Культура" тоже не дали лицензии. ТВі вообще ничего не дали – ни тому каналу, который в эфире сейчас, ни новому информационному проекту.
При этом Нацсовет говорит, что блюдет интересы зрителя и поэтому тщательно следил за жанровым разнообразием в мультиплексах. Наверное, именно поэтому в эфирной цифре не будет ни специализированного канала культуры, ни канала новостей. Зато будет общенациональное "Банковское телевидение". А что – ни у кого нет, а у нас есть.
Именно заботясь о жанровом разнообразии, как объяснили члены Нацсовета, они не смогли не дать лицензии такому каналу как Goldberry (связан с "Капиталинвестом" Эдуарда Прутника): ведь это будет канал о путешествиях и жизни класса "люкс".
К Евро -2012 в Украине запустили канал "Хоккей" и тут же дали ему общенациональное цифровое покрытие. Зато группе "1+1", закупившей самый сильный футбольный контент, отказывают в лицензии на канал "2+2", где планировалось эти матчи транслировать.
Наверное, ради того же жанрового разнообразия, общенациональное покрытие получили четыре музыкальных канала, два из которых принадлежат группе "Интер" - "Энтер-мьюзик" и "MTV-Украина".
"Канал Хоккей – это не канал только о хоккее", - комментировала на брифинге Оксана Головатенко, он о спорте вообще, и детском и юношеском спорте в частности. Также и канал "MTV-Украина", по мнению первого заместителя главы Нацсовета, не музыкальный канал, а молодежный.
"Тонису", у которого хроническое безденежье, дали лицензию на вещание в HD, а ни одному из каналов Пинчука не дали. Оно с одной стороны и ладно – за HD платить больше, но как-то непонятно.
Причем на самом "Тонисе" настойчиво опровергают то, о чем знает уже, кажется, вся страна – что канал поменял одни заботливые руки на другие. Судя по всему на те же, в которых пребывает и интересующее многих незабвенное "Суперрадио" столь же метко поразившее членов Нацсовета своей незамысловатой музыкально-информационной концепцией (80% музыки, 20% информации) и получившее на весеннем конкурсе аж 55 радиочастот из 110, выставленных на конкурс.
Похоже, в условный холдинг "Тонис" уйдут и некоторые из каналов, с непонятной родословной, получившие и общенациональные лицензии на эфирное цифровое вещание.
Уж очень интересно выглядят в группе победителей новосозданные "Эскулап" и "Винтаж ТВ" (соответственно, ООО "Корона Санрайс" и "Аспера 2011"), прибывшие на заседание Нацсовета дружной парой. А также каналы StarTV и "Погода ТБ" (ООО "Новые коммуникации" и "ТРК „Погода ТБ”"), по крайней мере ранее принадлежавшие Юрию и Наталье Лященко, так и канал "Real Estate TV" (ООО "Рєал Істейт-ТВ"), и сейчас по реестру принадлежащий одесскому бизнесмену Георгию Феодориди.
Если Коломойскому дают 2 канала, а Порошенко – 1, то подобные успехи бизнесменов очень средней руки выглядят, дипломатично выражаясь, удивительными.
Также как и доверие Нацсовета новичкам, заявляющим о своих амбициозных планах, и профессиональных командах, которые еще не сформированы, на фоне железобетонного недоверия к заявкам ТВі, у которого уже есть все то, что только обещают создать другие – и прекрасные дорогие студии, и профессиональный коллектив, и собственный продукт.
LB.ua уже высказал вслух предположение, о котором на рынке говорили давно, но как-то больше шепотом: что "Тонис" купил сын гаранта. Правда, поговаривают, что финансово за этой сделкой, как и за созданием нового медийного холдинга стоит и еще одна "видатна фігура", как поет Олег Скрипка. Но доказать это документально пока не представляется возможным. Потому как в украинском медиабизнесе, как в теракте – поскольку все заведено на оффшоры, то приходится ждать, когда собственник решится взять на себя ответственность и поведать о себе миру.
Неприятный осадок оставляет и список победителей на вещание в региональном мультиплексе МХ5. Практически по всем областям (кроме Одесской, там очень уж сильной оказалась конкуренция местных олигархов с большими заслугами перед властью) в большинстве населенных пунктов лицензии получили мутные новички – "Партнер ТВ" (учредители, они же собственники – Морозов Виталий Юрьевич, Пузыренко Юрий Маркиянович); "Новый формат ТВ" (Морозов Виталий Юрьевич, Сибилева Татьяна Евгеньевна); "ТВ Выбор"( Рыбак Сергей Федорович, Федоренко Юрий Миколайович); "Ариадна ТВ" (Морозов Виталий Юрьевич, Андриященко Александр Васильевич), "Лидер ТВ (Денисенко Володимир Миколайович).
Я успела познакомиться лишь с тремя из 5 директоров, но и тут интересно: директором "Партнер ТВ" является Юрий Федоренко, он же учредитель "Нового формата". "ТВ Выбор" возглавляет Александр Андриященко, он же учредил "Ариадну ТВ", "Лидером ТВ" руководит Юрий Пузыренко, который, в свою очередь, является учредителем и собственником "Партнер ТВ". В личном общении выяснилось, что эти люди ни дня не работали на ТВ, но все они заявили, что у них есть коллектив, очень профессиональные люди, но имен этих профессионалов они почему-то не назвали. Об инвесторах все отказались говорить категорически.
Учитывая, что три из 5-ти компаний имеют единого учредителя – Виталия Морозова, и что все они зарегистрированы в Киеве, а отнюдь не в регионах, то приходим к выводу, что Нацсовет создал в региональном мультиплексе еще один общенациональный канал. При этом прокатив, например, тот же "Гравис" (группа "1+1"). Как объяснил эту ситуацию член Нацсовета Николай Фартушный: "Поскольку “Гравис” подал заявки на все населенные пункты, то таким образом он заявил себя как общенациональный вещатель. Следовательно, отдавая приоритет региональным вещателям, я за него не голосовал".
Схема голосования в регионах часто выглядела так: одна частота железно отдается ОГТРК, вторая – одной из пяти компаний мутной группы новичков; третья – кому-то из реальных местных вещателей, но непростых, а с правильной родословной либо какой-то новой компании, о "правильном" происхождении которой можно только догадываться. Например, по Закарпатью хороший урожай собрала "М-студия", которую связывают с Виктором Балогой, по Одессе частоты ушли телерадиокомпании Одесской национальной юридической академии "Академия", в Луганской области все получила "Ирта" Владимира Ландика, по Днепропетровской области "Телевизионная служба Днепропетровска", которая о своих учредителях заявила так – это горсовет и иностранные компании, афилированные с СКМ, по Донецкой – канал "Донбасс" группы "Украина".
Если конкуренции с местными олигархами не было, то самую вкусную частоту – в областном центре – отдавали каналу УБР (ES Group), основанную Юрием Каплуненко, мужем первого зама главы Нацсовета Оксаны Головатенко. Такими образом этот далеко не региональный вещатель получил хорошую региональную сеть в 11-ти областных центрах, а вся Западная Украина осталась без местных вещателей. Не пустили в цифру даже такие авторитетные телекомпании с солидной историей, как львовские "Мост ТБ" (ЗИК) и "Люкс ТБ" (канал "24"), тернопольскую TV4, черновицкую ТВА.
Не переживайте, утешали вещателей члены Нацсовета, в мультиплексах еще остались 143 свободных места, приходите на повторный конкурс. Правда, это означает, что еще раз придется заплатить конкурсную гарантию. А может расходы этим и не ограничатся. Потому как если проводится повторный конкурс, значит, это кому-то нужно.
Ну и приходится констатировать, что вторая попытка "разделить цифру" до боли напоминает первую – когда в 2008-м на конкурсе в МХ4 выиграли такие же никому не известные компании-"катигорошки" . В тот раз спустя некоторое время мультиплекс, так сказать, "всплыл" на рынке: его снова пытались продать, сначала оптом, потом – в розницу. Тогда номер не прошел и никто на рынке, кажется, до сих пор не пожалел о консолидированном отказе заплатить "посредникам" миллионную сумму с одним нолем. Сейчас сценарий вполне может быть тем же, но вот сумма, возможно, может оказаться больше. И таким образом проект "эфирная цифра по-украински" для телекомпаний дорожает до нецелесообразности. Тем более, что доля эфирного телевидения в стране падает и падает, тогда как количество абонентов альтернативных платформ (кабель, спутник и даже относительно нового IPTV) растет и растет.
|