7 октября на международном канале RTVI вышел новый выпуск программы "Легенда", гостем которой стал известный российский врач-кардиохирург Лео Бокерия. В интервью он рассказал об отношении к перестройке, главных патентах и о том, от кого нужно защищать врачей.
Лео Антонович Бокерия — советский и российский врач-кардиохирург. С 2019 года является президентом Центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева. Занимает должность председателя Комиссии Общественной палаты по здравоохранению. Президент Общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации". В 2020 году награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени за значительный вклад в развитие здравоохранения и медицинской науки.
О родном городе:
- Самый лучший город мира — это Очамчира. Хоть и родители из Поти, в то время это был рассадник малярии, поэтому пришлось переехать куда-то подальше. Антоша (отец - прим.) выбрал Очамчира, так как это транспортный узел, где велись его разъездные работы. Когда я родился, 21 декабря Антоша пошел меня регистрировать в ЗАГС, но там записали 22 декабря. Так как в тот день было 60 лет Сталину, и вся страна праздновала. Но мама говорила, что я родился в ночь на 23 число, поэтому мне, фактически, прибавили день к жизни.
Об отце:
- Он был моложе меня почти в два раза, когда ушел из жизни, поэтому называть его по-другому я не могу. Антоша был непростой человек по происхождению. По приезде в Поти я решил восстановить его метрическую, так как она потерялась, но мне ответили, что все архивы забрали в Тбилиси. В итоге, я получаю натуральную фотокопию его метрической. Она написана на русском языке, так как он рожден в Российской империи, в 1900 году. И в ней черным по белому: дворянин Бокерия Иван Ефимович — отец. Для меня это, конечно, никакого значения не имеет. Но некоторые говорили, что мои родственники, бабушка с дедушкой, жили на возвышенности.
Об алкоголе и долгожителях:
- Молодая доктор наук, москвичка, обследовала различные регионы Москвы, где больше всего долгожителей. И оказалось, что больше всего их в центральном округе — хотя казалось бы загазованность. У нее было много признаков, и все регионы отличались только по одному, что в центральном округе был самый высокий процент людей с высшим образованием. О чем это говорит? Если человек образованный, он все-таки прислушивается.
Я, например, могу сказать, что уже 11 лет, как я вообще не пью. Я знаю, что это вредно. Потому что любое количество алкоголя создает кислотную среду в желудке, а это соответствующим образом на настроении отражается, на нервной системе, ты не высыпаешься, утром приходишь на работу и так далее.
О развале Советского Союза:
- Я считаю, что перестройка была очень вредным явлением с позиции целостности восприятия народом всего этого периода. Ничего хорошего, по большому счету, она не дала. Это абсолютно волюнтаристское решение одного человека, которого кто-то поддерживал и обучал, что совершенно очевидно на сегодняшний день.
Об изменениях в конституции РФ:
- В новой Конституции прописано, что гражданин Российской Федерации может получить высококвалифицированную медицинскую помощь на всей территории страны. Но мало, что изменилось. Возьмем москвича, который хочет прийти в Институт Бакулева. Мы его обследуем, лечим, а московский фонд обязательного страхования не проплачивает, потому что есть подзаконные акты, которые поясняют: если в городе есть нужный вид помощи, то человек должен пойти в городскую больницу. Эта тема очень задерживает прогресс клинической медицины, потому что не видно никакой перспективы для развития.
Об увлечении медициной:
- В детстве я медициной не увлекался: имел первый разряд по футбол и, как ни странно, первый разряд по плаванию. Моя старшая сестра Марина Антоновна, которая, к сожалению, недавно ушла из жизни, оканчивала медицинский институт, поэтому хотела, чтобы я тоже был врачом, так как школу закончил с отличием. А в то время Никита Хрущев отменил преимущество для медалистов, поэтому я должен был поступать наравне со всеми. Тогда 80% принимали с опытом или после армии, а остальных 20% — школьников. По этой причине я и не прошел отбор. Пришлось уехать обратно к тете в Очамчиру и начать работать на чаеразвесочной фабрике. Там я таскал бетон и его размешивал, так как велась стройка фабрики. После этого я поехал в Москву, где поступил в университет с первого раза.
О профессии врача:
- В Грузии по сей день врач — это почти божественная фигура. Там к ним очень терпимое, вежливое, заботливое отношение, в отличии от того, что здесь. Дело в том, что в России к врачам никогда хорошо не относились. Они ведь произошли из разночинцев, если почитать Чернышевского, поэтому считалось, что им можно яйца дать или, может быть, курочку подарить. Вот откуда эти подарки и взятки водятся, с которыми сейчас борются. Но ничего подобного за кордоном нет: врач получил столько, сколько ему положено, и никому из пациентов не придет в голову дать ему конвертик или еще что-то еще. Это нонсенс.
О кумире:
- Был и остается единственный человек — Владимир Иванович Бураковский, именем которого назван один из двух наших институтов на Рублевском шоссе. Потому что, во-первых, он был великим хирургом, его знал весь мир. Во-вторых, он был потрясающим человеком. Когда он тяжело болел и понял, что все в его жизни заканчивается, написал письмо Борису Николаевичу Ельцину: "Глубокоуважаемый Борис Николаевич! Вы как русский человек после моей смерти должны назначить директором центра Лео Бокерию". А Борис Николаевич прочитал и сказал: "Я Лео Бокерию не знаю, но если Владимир Иванович так хочет, то пусть так будет".
Об интересе к профессии:
- Оперировать на открытом сердце было мечтой, потому что моя кандидатская диссертация была выполнена в эксперименте. Когда я попал в ситуацию, где мы предложили новый метод и нас наградили Ленинской премией, мы начали делать разработки с аритмиями сердца и после получили Государственную премию СССР. Но у меня постоянно было ощущение, что я делаю не все возможное. Сегодня я могу выполнить любую операцию на сердце. Это началось не так давно, лет 20 назад, когда я понял, что могу сделать много всего. Но для меня интерес к профессии до сих пор не прекратился.
О мемуарах:
- Я подумываю о том, чтобы их написать. Мне кажется, сердечно-сосудистая хирургия стала прорывом в жизни человечества, поэтому считаю необходимым рассказать об этом и о людях, что ее сделали. Книгу можно назвать "Не о себе".
Программа "Легенда" выходит еженедельно по средам. Новый выпуск программы уже доступен для просмотра на YouTube.
"Легенда" — серия передач на RTVI о жизни людей, ставших символами своего поколения. Актеры, политики, музыканты, ученые и спортсмены – расскажут о том, что осталось "за кулисами" их жизни: об уроках, испытаниях, и о том, чего никогда не видел их зритель. Проект о тех, кто оставил след в истории.
RTVI — международное мультиплатформенное СМИ на русском языке со штаб-квартирой в Нью-Йорке, созданное в 2000 году. В состав входят телеканал, сайт и аккаунты во всех основных соцсетях. Общий охват мультимедийного СМИ – 225 млн человек. Общий охват аудитории телеканала – 12 млн человек. Количество транслирующих операторов – более 200 по всему миру. Канал представлен на разных платформах в 53 странах, среди которых: США, Канада, Израиль, Белоруссия, Германия, Европейские страны, Армения, страны Балтии и постсоветского пространства. Корреспондентская сеть в 13 городах по всему миру, включая Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Москву, Тель-Авив, Берлин, Ригу, Ереван, Тбилиси, Киев, Таллин, Париж, Лондон и Вильнюс.
|