Телеканал Turner Classic Movies (ТСМ) назвал самые запоминающиеся и новаторские саундтреки в истории кино. В их число попали оркестровые партитуры, джазовые композиции, рок и даже диско-музыка из таких фильмов, как "Кинг Конг" (1993), "Александр Невский" (1938), "Выпускник" (1967), "Лихорадка субботнего вечера" (1977) и "Звездные войны" (1977).
"Некоторые фильмы невозможно представить без музыкального сопровождения – "Касабланка", "Лаура", "Незабываемый роман", "Великолепная семерка" и множество других, - говорит ведущий ТСМ и историк кино Роберт Осборн. – В наш список попали самые запоминающиеся и новаторские саундтреки, которые подняли искусство киномузыки на новый уровень и оказали заметное влияние на кинематограф".
12 самых выдающихся саундтреков (в хронологическом порядке):
Кинг Конг (1933), композитор – Макс Стайнер
Музыка для фильма "Кинг Конг" сделала Стайнера одним из самых знаменитых голливудских композиторов. Стайнер показал, насколько сильно музыка может влиять на эмоции зрителей. Когда бережливые руководители студии RKO уговаривали Стайнера использовать в фильме материалы фонотеки, режиссер Мериан Купер заплатил 50 тысяч долларов из собственного кармана за написание партитуры.
Александр Невский (1938), композитор – Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев начал работу над музыкой к "Александру Невскому", когда фильм еще монтировали. Прокофьев и режиссер Сергей Эйзенштейн вместе работали над монтажом, причем некоторые эпизоды фильма монтировались именно по записанной музыкальной фонограмме, а не наоборот. Это касается знаменитой сцены ледового побоища, которая послужила источником вдохновения для фильмов "Спартак" и "Империя наносит ответный удар".
Сотрудничество Прокофьева и Эйзенштейна вдохновляло творческие тандемы режиссеров и композиторов: Альфред Хичкок – Бернард Херрманн, Стивен Спилберг – Джон Уильямс.
Интересно, что "Александр Невский" первоначально вышел с черновой версией звуковой дорожки. Эйзенштейн надеялся переписать звуковую дорожку с использованием технологий, с которыми он познакомился в Голливуде. Однако фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Через год после премьеры фильма Прокофьев создал на основе музыки к фильму 40-минутную кантату "Александр Невский".
День, когда Земля остановилась (1951), композитор – Бернард Херрманн
Мрачный и тревожный саундтрек, написанный Бернардом Херрманном для этого фильма, оказал огромное влияние на стиль будущих фантастических фильмов, от "Оно пришло из далекого космоса" (1953) до "Бегущий по лезвию" (1982). В 1945 году композитор Миклош Рожа ("Завороженный") впервые использовал электромузыкальный инструмент терменвокс, а Херрманн первым написал саундтрек, используя только электромузыкальные инструменты – два терменвокса, электронный орган, вибрафон и электронные струнные инструменты. Вибрирующие звуки прекрасно соответствовали сюжету о загадочном НЛО, приземлившемся в Вашингтоне.
Херрманн также известен тем, что записывал звук на нескольких дорожках задолго до того, как в Голливуде начали широко использовать стереофонический звук. А еще он проигрывал некоторые музыкальные фрагменты наоборот, чтобы усилить ощущение сверхъестественности.
Школьные джунгли (1955), музыкальный редактор – Чарльз Уолкотт
Фильм "Школьные джунгли" киностудии MGM положил начало эпохе рок-н-ролла в Голливуде. Выбирая музыку, которая могла бы понравиться подросткам, режиссер Ричард Брукс взял несколько пластинок у Питера, сына актера Гленна Форда. Бруксу так понравилась песня Билла Хейли "Rock Around the Clock", что она стала главной темой фильма. Это первая рок-песня, использованная в голливудском фильме. Благодаря успеху фильму песня взлетела на первое место в чартах, было продано 25 миллионов пластинок.
Человек с золотой рукой (1955), композитор Элмер Бернстайн
Когда продюсер и режиссер Отто Премингер решил пойти против голливудских правил, он не только выбрал для фильма запретную тему наркомании, но и нанял в качестве композитора политически неблагонадежного Элмера Бернстайна. Бернстайн решил, что джаз станет идеальным фоном для персонажа Фрэнка Синатры, который по сюжету борется с наркозависимостью. "Человек с золотой рукой" - первый голливудский фильм, в котором саундтрек полностью джазовый. Он оказал огромное влияние на последующие фильмы о городских джунглях, преступности и наркотиках. Бернстайн вернулся к джазовой музыке в фильмах "Сладкий запах успеха" (1957), "Прогулка по беспутному кварталу" (1962) и "Убить пересмешника", чей саундтрек считается одним из лучших саундтреков всех времен.
Психо (1960), композитор Бернард Херрманн
Одна из самых известных сцен в истории кино – сцена в душе из фильма "Психо" - сопровождается не менее известной музыкой. Музыка для скрипки, которую написал для этой сцены Бернард Херрманн, стала синонимом угрозы и цитировалась множество раз (в том числе в сериале "Симпсоны"). Изначально режиссер Альфред Хичкок хотел использовать джаз, а сцену в душе показать вообще без музыки. Но Херрманн предложил более эффективный способ создания саспенса. Хичкок был так впечатлен, что удвоил зарплату композитору. Позднее Хичкок говорил: "33 процента успеха "Психо" создала музыка".
Вечер трудного дня (1964), музыкальный руководитель – Джордж Мартин; песни – Джон Леннон, Пол Маккартни
Первый фильм о "Битлз" задал тон свингующему Лондону 1960-х. Синергия стала важным фактором музыкальной карьеры с тех пор, как Бинг Кросби в 1930-х начал продвигать одновременно свои фильмы, радио-шоу и музыку. В 1950-е Голливуд снимал фильмы, главные роли в которых исполняли звезды, например Элвис Пресли. Но именно "Битлз" первыми нашли идеальное сочетание визуального ряда и музыки, во многом благодаря искусству режиссера Ричарда Лестера и псевдо-документальному сценарию Алана Оуэна. Сцены фильма смонтированы в одном ритме с песнями “Can’t Buy Me Love” и “This Boy”.
Голдфингер (1964), композитор – Джон Барри
Композитор Джон Барри немало способствовал успеху третьего фильма о Джеймсе Бонде – "Голдфингер". Он написал саундтрек и песни, ставшие хитами и занявшие первые места в чартах. Барри прекрасно удалось передать в музыке развитие сюжета. Главная песня фильма в исполнени Ширли Бэсси стала невероятно популярна.
Хороший, плохой, злой (1966), композитор – Эннио Морриконе
Эннио Морриконе написал музыку для фильмов Серджио Леоне "За пригоршню долларов" (1964) и "На несколько долларов больше" (1965), но международную славу им принес третий совместный фильм – "Хороший, плохой, злой". Главные музыкальные темы для этого фильма были написаны еще до начала съемок.
Лаконичные аранжировки, использование необычных инструментов (например, окарины) и бессловесного вокала – характерные особенности стиля Морриконе, который потом нередко копировали. Леоне проигрывал музыку во время съемок, чтобы вдохновить актеров, и даже камера двигалась в такт музыке.
Выпускник (1967), композитор – Дейв Грузин; песни – Пол Саймон
Режиссер Майк Николс изобрел новый способ создания музыки для фильма, когда решил использовать в своей трагикомедии уже записаные песни Пола Саймона и Арта Гарфанкела
Николс попросил Саймона написать три новых песни для фильма, но основу саундтрека составили более ранние хиты – "The Sounds of Silence", "Scarborough Fair".
По словам историка Сэма Кашнера, музыка заменила собой внутренний монолог героя Дастина Хоффмана. Николс часто использовал песни для сцен без диалогов, и этот подход переняли многие режиссеры фильмов и видеоклипов, например Джон Хьюз и Кэмерон Кроу.
2001: Космическая Одиссея (1968), музыкальный консультант – Патрик Мур; музыкальный редактор – Фрэнк Уриосте
Космические корабли поворачиваются в космосе под звуки вальса Иоганна Штрауса "Голубой Дунай"; потоки света отражаются от шлема астронавта под неземные мелодии Дьердя Лигети; Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линию под громоподобные раскаты медных духовых инструменов в "Так говорил Заратустра" Рихарда Штрауса. Эти сцены – знаменитые примеры сочетания изображения и звука, и тем более удивительно, что они появились благодаря случайности. Режиссер Стэнли Кубрик заказал музыку для фильма Алексу Норту, с которым он вместе работал над фильмом "Спартак" (1960). Но во время съемок режиссер решил использовать классическую музыку для создания настроения, и результат превзошел все ожидания. После успеха "Космической Одиссеи" классическую музыку использовали многие режиссеры, в том числе сам Кубрик в фильмах "Заводной апельсин" (1971) и "Барри Линдон" (1975).
Шафт (1971), композиторы – Айзек Хейс и Джей Джей Джонсон
С первых тактов музыки в начале фильма зрители поняли, что их ждет что-то необычное. "Шафт" ознаменовал собой новый подход к фильмам нуар, но помимо этого, Хейсу удалось написать музыку, которая оказала глубокое влияние на жанр так называемого "негритянского кино".
Айзек Хейс получил за эту музыку премию "Оскар". А сейчас саундтрек к "Шафту", возможно, более известен, чем сам фильм.
Американские граффити (1973), музыкальный координатор – Кэрин Грин
Фильм Джорджа Лукаса с музыкой Билли Хейли, "The Beach Boys", Бадди Холли, "The Platters" вызвал всплеск ностальгии по 1960-м. Лукас написал сценарий на основе собственных воспоминаний и своей музыкальной коллекции. Приобретение прав на 43 песни для фильма потребовало очень больших средств, поэтому "Американские граффити" стал первым фильмом, в котором за музыку отвечал не композитор, а музыкальный координатор. Успех Лукаса вдохновил других режиссеров на создание фильмов "Бриолин" и "Зверинец" и сериала "Счастливые дни".
Лихорадка субботнего вечера (1977), композиторы – Барри, Морис и Робин Гибб и Дэвид Шир
Сочетание лирических и ритмичных песен Bee Gees с переживаниями главного героя Тони Манеро в исполнении Джона Траволты сделали саундтрек к "Лихорадке субботнего вечера" одним из самых успешных в истории кино. Благодаря активному маркетингу (для продвижения фильма использовали кросс-маркетинг, чтобы фильм и саундтрек "продавали" друг друга) эта музыка стала культовой. Даже через много лет после выхода фильма такие песни как “How Deep Is Your Love” и “If I Can’t Have You” сохраняли популярность, а альбом с саундтреком стал на тот момент самым продаваемым саундтреком за всю историю звукозаписывающей индустрии.
Звездные войны (1977), композитор – Джон Уильямс
До того как Джон Уильямс согласился работать над музыкой для "Звездных войн", режиссер Джордж Лукас собирался использовать классическую музыку в духе "2001: Космическая Одиссея". Но друг Лукаса Стивен Спилберг уговорил его поработать с Уильямсом. Композитор черпал вдохновение в произведениях Игоря Стравинского, Густава Холста и даже Бенни Гудмана.
Американский Институт Кино назвал музыку к "Звездным войнам" величайшим саундтреком всех времен. Благодаря "Звездным войнам" саундтреки вновь стали настоящим подарком для меломанов.
В голосовании приняли участие музыканты различных жанров. Актер и рэп-музыкант Крис Лудакрис Бриджес, который работал с композитором Айзеком Хейсом над фильмом "Суета и движение", назвал в числе наиболее значимых работ саундтрек к фильму "Шафт". "Саундтрек к "Шафт" – не просто музыкальное сопровождение, - объясняет Лудакрис. – Он создавал атмосферу фильма. Выбирая определенные мелодии, инструмены и слова, Айзек Хейс подчеркивал значимость негритянской музыки для этого фильма".
Кантри-музыкант Диркс Бентли рассказывает: "Для меня музыка в фильме "Хороший, плохой, злой" - такая же важная часть кино, как сюжет. Даже сейчас меня приводит в восхищение главная тема, с переливами электрогитары и хриплым вокалом. Эта музыка идеально подходит фильму".
По словам выдающегося рок-музыканта Роба Томаса, "в том, как музыка встраивается в сцену и делает ее незабываемой, есть особая красота". Он считает, что со временем музыка Джона Уильямса (композитор фильмов "Список Шиндлера", "Инопланетянин", "Челюсти", "Звездные войны") и Дэниела Эльфмана ("Бэтмен", "Сонная лощина", "Люди в черном", "Чикаго", "Терминатор: Да придет спаситель") станет такой же классикой, как Бах, Бетховен и Брамс.
Музыка всегда играла важнейшую роль в кинематографе. В эпоху немного кино показ сопровождался аккомпанементом пианиста или целого ансамбля. В 1920-х гг. с изобретением звукового кино в фильмах появилась музыка. Первой музыкальной партитурой, написанной специально для фильма, стала музыка Макса Стайнера для фильма "Кинг Конг" (1933).
В 1930-1940-х в кино преобладали песни из мюзиклов и пышные оркестровые произведения для драм и комедий в классическом или романтическом стиле. В 1950-х гг. в фильмах появился рок-н-ролл. Со временем в качестве саундтреков стали использовать больше поп-музыки – примером служат фильмы "Выпускник" (1967), "Лихорадка субботнего вечера" (1977) и "Большое несчастье" (1983). Но при этом композиторы с удовольствием продолжали использовать и большие симфонические оркестры – в 1970-х оркестровая музыка пережила возрождение благодаря композитору Джону Уильямсу.
При выборе 15 самых важных выдающихся саундтреков учитывалось несколько аспектов, в том числе: какое влияние они оказали на поп-культуру, каким образом музыка интегрирована в фильм, методология отбора песен.
--
TCM (Turner Classic Movies) – фильмовый канал, посвященный классическому кино. ТСМ обладает обширной фильмотекой – с 1920-х до 1990-х годов. Наряду с вечными шедеврами большого экрана, TCM показывает оригинальные документальные фильмы и эксклюзивные интервью с величайшими звездами Голливуда. В России TCM транслируется на английском языке.
Turner Broadcasting System (TBS) Europe осуществляет вещание известных во всем мире новостных программ и развлекательных шоу на каналах Cartoon Network, Turner Classic Movies (TCM), CNN, Nuts TV Adult Swim более чем в 100 странах Европы, Африки и Ближнего Востока. Кроме того, каналы TBS занимают лидирующие позиции по популяризации своих брендов посредством Интернета, радиовещания, DVD, мерчендайзинга и электронных продаж, кинотеатров, СМИ и других доступных средств. Turner Broadcasting System Europe Limited - часть компании Time Warner.
|