Сценарист с большим опытом работы, выпускник "Интершколы" Евгений Беланюк провел в стенах alma mater мастер – класс, на котором ответил на наиболее часто задаваемые вопросы о работе сценариста в телепроектах. В портфолио Евгения - большие телевизионные проекты: шеф-редактор "Разбор полетов", "Любовь с первого взгляда" (Интер), "Шоумастгоуон" (Новый канал), "Инспектор Фреймут" (1+1). Сейчас он работает над двумя разноплановыми программами: игровым шоу "Добрый вечер на Интере" и криминальным циклом "Вещдок".
В каждой ли телевизионной программе нужен сценарист?
Да, и, если зритель посчитал, что какая-то программа сделана без сценария, это – лучшая похвала сценаристу.
Какое профильное образование – лучшее, или оно не обязательно?
Профильное образование не гарантирует успех в любой профессии. Часто в сценаристы идут люди родственных специальностей – режиссеры, филологи, журналисты… Но я знаю хороших сценаристов, у которых техническое образование, и это им не мешает, а иногда и помогает в работе.
Какие книги читать – обязательно?
"Кино между адом и раем" Александра Митты, "История на миллион долларов" Роберта Макки, "Сценарий" Сида Филда. Каждая из этих книг даст вам понимание основ драматургии. Дальше - ваш главный учитель - практика.
Сколько времени уходит на написание сценария?
Все по-разному. Зависит от жанра, в котором вы работаете. Из личного опыта могу сказать, что работа над 4 сериями документального фильма заняла у меня целый год. А иногда за ночь удавалось написать три сценария для ток-шоу.
Что нужно, чтобы быть хорошим сценаристом и влиться в команду какого-то проекта?
Зависит от проекта. Приведу в пример две программы, над которыми я сейчас работаю в качестве сценариста – "Добрый вечер на Интере" и "Вещдок". Для работы в первом необходим опыт работы на развлекательном телевидении. В такие проекты часто приходят из КВН или ивент-агентств. Вот у нас, кстати, сейчас команда – два бывших КВНщика и один человек из ивент – агентства.
В "Вещдоке" важны не только владение азами профессии и опыт, но и требуется знание основ уголовного кодекса. Перед началом работы в проекте, я, например, поехал на рынок Петровка и купил старые – старые книги. Так как это – программа о том, как расследовались преступления в прошлом веке, я купил старый учебник по криминалистике, журналы "Советская милиция", книги "Следователи вспоминают" и так далее.
Несмотря на то, что у программы есть консультанты, я, как сценарист, не могу себе позволить "плавать" в теме.
Вы сами смотрите телевизор?
Обязательно! Перед работой в новом проекте я обычно пересматриваю то, что было сделано до меня в этом жанре. Причем и удачные, и провальные проекты, дабы не набивать шишки самостоятельно, а воспользоваться чужим опытом. К примеру, перед началом работы в "Вещдоке", я пересмотрел прекрасный проект "Следствие вели" с Леонидом Каневским и американский сериал "Хорошая жена".
Насколько сложно сделать первые шаги в сценарном деле?
Сейчас это несложно. К примеру, есть "Интершкола". Здесь дают не только азы – понимание, что такое структура сценария, какие вопросы нужно задать себе перед тем, как сесть за первую страницу сценария и так далее, но и возможность написать свой первый сценарий и снять свой первый фильм. Сценаристам, мне кажется, повезло больше, чем режиссерам. Начинающим режиссером быть сложнее: нужны камера, оператор, съемочная группа. Сценаристу - компьютер и голова на плечах. Никаких дорогих технических приспособлений и инвестиций. Не зависишь от других. Бери и пиши.
Сценарист – больше творческая работа или ремесло?
И ремесло тоже. Структура сценария, работа с персонажами – чистая математика. Но и без Божьей искры эту математику не оживить. А иногда этот творческий напор приходится прикручивать. Мы все работаем в реальном мире в реальное время. И, если у меня возникает какая-то дерзкая идея, я всегда звоню продюсеру или режиссеру и спрашиваю: а сможем ли мы это снять?
Каким образом строится рабочий день сценариста?
Очень по- разному. У меня самое продуктивное время – с 8:00 до 12:00. А, если нужно разработать идею, еду в кафе, сажусь и придумываю.
Где вы предпочитаете работать – в офисе или дома?
Последнее время у меня появилось правило – не работать дома. Но все зависит от проекта.
С работой над "Вещдоком" – одна история. Здесь у каждого эпизода - свой автор. Получили на руки пожелания для авторской группы и разошлись. Это – тот случай, когда ты можешь работать дома. Раз в две недели – встреча с режиссерской группой, где вычитывается сценарий и каждый может задать вопрос автору.
С "Добрым вечером на Интере" по-другому – больше офисная работа. С авторской группой мы разрабатываем содержание конкурсов и презентуем их режиссерам и продюсерам проекта. Ориентируемся по их живой реакции. Удачные задания проходят в сценарий.
Какую карьеру может выстроить сценарист?
Как развиваться в профессии – личный выбор каждого. Кто-то может стать выпускающим редактором или шеф-редактором программы. Это – вполне реальная карьерная перспектива. Кто-то решает, что руководящая работа не для него и работает, как автор. У него растет качество проектов и гонорар.
У меня есть классная идея проекта. Кому ее показать, и как сделать, чтобы не украли?
Идею продать очень сложно, особенно новичку. Каналы крайне редко покупают голые идеи. Ваши существенно шансы возрастут, если вы приготовите грамотную презентацию, напишите сценарий, или снимите "пилот". А вот украсть идею могут. Но вы должны убедить канал, что именно вы сможете реализовать эту идею лучше всех: у вас для этого есть талант, опыт и команда.
|