28 октября в 20:25 в эфире телеканала "Россия К" – прямая трансляция из Большого театра: "Оперный бал" в честь Елены Образцовой с участием звезд мировой оперы. Предваряет торжественный концерт документальный фильм "Жизнь как коррида. Елена Образцова" (28 октября, 19:30).
Выдающаяся оперная певица, народная артистка СССР Елена Васильевна Образцова дебютировала на сцене Большого театра в далеком 1963 году, будучи студенткой Ленинградской (тогда еще) государственной консерватории им. H. A. Римского-Корсакова, а с 1964 года, по ее окончании, на долгие годы стала солисткой Большого театра. Поэтому неслучайно, что грандиозный "Оперный бал" в ее честь состоится именно на этой сцене. На торжественный концерт, посвященный 75-летию певицы, съедутся ее друзья со всего мира. "Я очень рада, что мы встретимся и отметим мой праздник!" – говорит Елена Васильевна. Чествовать ее будут звезды мировой оперы разных поколений: Анна Нетребко, Мария Гулегина, Ольга Перетятько, Екатерина Сюрина, Дмитрий Хворостовский, Хосе Кура (Аргентина), Бруно Пратико (Италия) и другие. В концерте также принимают участие всемирно известная танцовщица фламенко Мария Пахес, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова и прима-балерина Мариинского театра Юлия Махалина. Концерт пройдет в сопровождении Симфонического оркестра Большого театра, дирижер Юджин Кон (США). Режиссер-постановщик Дмитрий Бертман. Прямую трансляцию концерта смотрите 28 октября в 20:25.
Предваряет "Оперный бал" документальный фильм "Жизнь как коррида. Елена Образцова" (28 октября, 19:30), снятый режиссером Валерием Спириным. Фильм снимался в Барселоне; в тех местах, где происходили наиболее важные события в жизни Елены Васильевны во время работы над одной из самых любимых ее ролей – Кармен. Эта роль стоит особняком в длинной творческой биографии певицы. "Кармен" была написана будто бы специально для Елены Образцовой: в них обеих столкнулась холодная сдержанность – и дикий нрав, умение оттолкнуть от себя – и искусство притягивать к себе. Какая Кармен должна быть в опере? Ведь Кармен Проспера Мериме и Кармен Жоржа Бизе – две абсолютно разные женщины. "Кармен Бизе – загадочная, нежная, страстная. Это все есть в его музыке. В Кармен Мериме ничего этого нет, и я очень долго не могла понять, что мне с этим делать", – вспоминает Елена Образцова. Это стало для нее загадкой, которую она разгадывала много лет. И столько же она ждала режиссера, который помог бы ей разгадать эту загадку.
Сколько раз Образцова исполняла роль Кармен! Со сколькими партнерами, дирижерами, режиссерами – Пласидо Доминго, Клаудио Аббадо, Франко Дзеффирелли… Постановка "Кармен" Дзеффирелли была грандиозной – с пятьюстами статистами, ансамблем цыган с бубнами, с лошадьми и ослом… Были и другие постановки, но не совсем такие, какие хотела Образцова.
И все-таки она дождалась свою Кармен – живую, понятную всем. Ведь Елена Образцова всегда знала: "Кто бы ты ни был, где бы ты не родился, если ты желаешь чего-то всей страстью своей души – это непременно сбудется". Эта Кармен заставила зрителей путаться в собственных чувствах к ней: бояться ли ее, любить или жалеть. Все эмоции смешались в общую бурю, восторг объединил всех. Это был уникальный случай – испанцы признали лучшей Кармен чужестранку! Даже сама великая Монтсеррат Кабалье тогда встала перед Еленой Образцовой на колени в порыве восхищения!
Но этот триумф Образцовой не был подарком судьбы, он был заслужен долгими годами упорного творческого процесса и внимательного изучения тонкостей испанского искусства и традиций. Ведь для того чтобы так исполнить эту роль, ей нужно было видеть все своими глазами, понять, кто такая Кармен: посмотреть, как танцуют фламенко, побывать на настоящей корриде, взобраться в Бенедиктинский монастырь, расположенный на горе Монтсеррат на высоте 2000 метров…
И так было не только с Кармен – в каждую свою роль Елене Образцовой надо было вжиться до конца. "Человек, который не прожил жизнь – не имеет права выходить на сцену. Что он может рассказать? Эмоцию никогда не сочинить, можно только ее вспомнить и передать. А если ты не прожил жизнь, тебе нечего сказать людям", – так и только так должно быть, считает Елена Васильевна. И если бы она не обладала этим качеством – искренне вживаться в любую ситуацию – она вряд ли была бы так интересна на сцене.
|