25 августа Сергею Соловьеву исполняется 70 лет. К юбилею кинорежиссера телеканал "Россия К" показывает премьерную программу авторского цикла Сергея Соловьева "Те, с которыми я… Голубиный мир" (24 августа, 18:50), художественный фильм "Чужая белая и рябой" (24 августа, 19:40) и документальную программу "Монолог в 4-х частях" (25-28 августа, 22:30).
"Те, с которыми я" – это редкий образец мемуарного жанра, снятый не только живо и с юмором (рассказы Соловьева наполнены почти анекдотическими историями из жизни "Мосфильма"), но еще и честно, искренне, с иронией по отношению к себе и с большой симпатией к людям, с которыми сводила Соловьева судьба. Каждый новый фильм – отдельная страница жизни режиссера. В премьерной программе "Те, с которыми я… Голубиный мир" (24 августа, 18:50)режиссер рассказывает о зарождении идеи фильма "Чужая белая и рябой"(24 августа, 19:40), о попытках ее воплощения, делится воспоминаниями о событиях, которые сопутствовали созданию фильма – и личных, и производственных, и исторических.
"История эта началась давно, в 1978 году. Я купил журнал "Новый мир" с желанием прочитать молодежную прозу. Перелистывал страницы, ни одного знакомого имени. В том числе я не знал имя писателя Бориса Петровича Ряховского, тогда просто Бориса, – рассказывает Сергей Соловьев. – Я прочитал первый абзац его повести и дальше уже не мог остановиться. Повесть была написана удивительными словами, за которыми стоял определенный человек с мощной писательской судьбой. На тот момент у меня было много идей и замыслов, и в них совсем не входила только что прочитанная повесть. Но она плотно засела в голову!"
Сергей Соловьев буквально заболел идеей экранизации повести. "Я распутывал хитросплетенные сюжеты этой повести, как странного рода свой личный детектив. И когда мне показалось, что распутал весь клубок, всю систему взаимоотношений героев и мира, появилось желание зафиксировать все это дело. За один день я написал более 60 страниц плотного сценарного текста и подписал "Чужая белая и рябой". Вот такое странное название. Написал и пошел на прием к министру кинематографии Филиппу Ермашу, который после картины "Сто дней после детства" с трудом, но принимал меня. Посмотрел он мой сценарий и сказал: "Ты что больной?! Это бред! Кому нужны голуби?" И мрачно отрезал, что снимать он мне не даст".
Реализовать замысел удалось лишь через семь лет. Помог товарищ Бориса Ряховского по студенческим годам, оказавшийся по совместительству председателем Государственного комитета Казахской ССР по Кинематографии – Олжас Сулейменов, предложивший снимать в Казахстане. Так и поступили…
Фильм стал поворотным в творчестве Соловьева, открыв склонность режиссера к изобразительному и повествовательному эксперименту. Картина получила Большой специальный приз жюри МКФ в Венеции (1986); Большой приз в конкурсе детских фильмов на ВКФ в Тбилиси (1987); Премия за лучшую режиссуру и операторскую работу на I МКФ детских и юношеских фильмов в Алжире (1987).
Драма, комедия, "авантюрное" кино. Кажется, что Сергею Соловьеву подвластен любой киножанр– от экранизаций произведений русской классики до "зарисовок с натуры" нашего времени. Как удается мастеру создавать столь непохожие, но неизменно яркие картины? Как юный Сергей Соловьев попал в мир кино? На эти вопросы отвечает сам Сергей Александрович Соловьев, главный герой фильма "Монолог в 4-х частях" (25-28 августа, 22:30).
"Если бы не было Ленинграда, то в моей жизни все было бы по-другому", – уверен Соловьев. И начинает свой монолог с рассказа о детстве. О первых своих походах на концерты классической музыки (хотя маленький Сережа специально ел чеснок, чтобы "отпугнуть" свою учительницу музыки, благодаря этим концертам он полюбил музыкальную классику), о первом опыте создания кино (полученном еще в шестом классе), о первой работе в театре. "В третьем классе моим соседом по парте стал Лева Додин, – рассказывает Соловьев. – Мы с ним подружились и даже сделали спектакль про дедку с бабкой. И с этим спектаклем устраивали "чес" по всем ленинградским школам!Позже устроились осветителями в театр. По субботам и воскресеньям мы стояли каждый на своем месте и смотрели друг на друга по три часа, меняя фильтры в осветительных приборах. Лева делал это с мазохистским самозабвением, а я через некоторое время стал думать, что это ненормально – по три часа заниматься разглядыванием Левы. И я сказал ему: "Все! Я ухожу!" А он мне: "Ты сошел с ума! А как же верность традициям Станиславского, Немировича-Данченко?!" "Все эти Данченко и Панченко, конечно, замечательно, – ответил я ему, – но я делаю ноги!"
Также живо и с юмором Сергей Александрович рассказывает о своей учебе у Михаила Ильича Ромма и о собственном педагогическом опыте; о первых встречах с будущими друзьями – известными актерами и музыкантами, о знакомстве и дружбе с фотохудожником Валерием Плотниковым, о Татьяне Друбич и Сергее Шакурове. Особое место занимают истории, связанные с работой над знаменитыми картинами – "Асса", "Станционный смотритель", "Сто дней после детства", "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви"и, конечно, "Анна Каренина", работа над которой продолжалась почти 15 лет. "Пока не возникнет маниакальное отношение к тому, что ты собираешься сделать, пока не возникнет маниакальное знание того, как ты это хочешь сделать, ничего не получится, – считает Соловьев. – Так что если со стороны посмотреть, то я – один из самых больших маразматиков…"
В программу включены фрагменты художественных фильмов:"Сто дней после детства" (1975), "Мелодии белой ночи" (1976), "Взгляните на лицо", (1966), "Станционный смотритель" (1972), "Спасатель" (1980), "Наследница по прямой" (1982), "Асса" (1987), "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви" (1989). Использованы фотоматериалы из личного архива Сергея Соловьева.
|