На телеканале "Культура" - показ документального сериала "Бабий век" (11-14 августа, 22:30), повествующего о судьбах женщин, определивших лицо XX века.
В начале прошлого столетия представительницы слабого пола Женщины заявили о себе, как мощная сила, стремительно ворвавшаяся в социально-культурную жизнь, существенно потеснив при этом мужчин. Возможно, XX век следует назвать "Бабьим веком". В сериале использованы фрагменты редкой кинохроники, материалы Российского государственного архива кинофотодокументов, Библиотеки немецкого культурного центра им. Гёте, Библиотеки Конгресса США.
"Рождение психоанализа. Русский след" (11 августа, 22:30). Дверь ресторана распахнулась, и на пороге появилась эпатажная троица, шокирующая общественность и мирных обывателей Европы. Через пару лет имя одного из кавалеров станет известно всему миру. Это гений Фридрих Ницше. Его труды перевернут сознание миллионов в XX–ом веке. Другой джентльмен – философ Пауль Рэ. И, наконец, дама, 20-летняя студентка из Петербурга Луиза Саломе. В будущем известная писательница, врач-психотерапевт и одна из самых ярких звезд европейской культуры модерна. К слову, Ницше, дважды предлагавший ей руку и сердце, считал Луизу "сверхженщиной", именно ей посвятил свои стихи австрийский поэт Райнер Мария Рильке, она была близким другом создателя психоанализа Зигмунда Фрейда и коллегой его ученика Карла Юнга. Но в 1913 году Саломе не сумела предотвратить разрыв двух великих ученых, причиной которого стала другая женщина из России, Сабина Шпильрейн, ученица Фрейда, пациентка и возлюбленная Юнга. В историю психоанализа Сабина Шпильрейн вошла как автор всемирно известной работы "Деструкция как причина становления", ставшей фундаментом для всех дальнейших исследований Фрейда о влечении к смерти. "Шпильрейн весьма неглупа, все, что говорит, не лишено смысла. Она очень мила", – отмечал Фрейд. Две российские женщины не только переплели судьбы мужчин, но и сами не остались в тени, став выдающимися фигурами психоаналитического движения.
"Великие "вертихвостки" (12 августа, 22:30). После Первой мировой войны женщины провозгласили новую мораль. Никаких запретов, авторитетов и покровителей, – война научила их быть самостоятельными. Задумываться о будущем немодно. Модно – это расшнурованный корсет, яркая помада, тонкие бретельки и шокирующие манеры. Еще вчера безукоризненные леди, сегодня они курили, как матросы и ругались, как грузчики. За дерзкое поведение их прозвали "вертихвостками". Домохозяйки мечтали сделать стрижку под Луизу Брукс или прогуливаться по центру Парижа с ручным леопардом, как Жозефина Бейкер. Европейские кинозвезды американского происхождения не только стали символами и идолами "вертихвосток", они утвердили новый эталон красоты и заставили мужчин забыть о своих замашках. Танцы Жозефины Бейкер в парижских кабаре сопровождались лихими акробатическими пируэтами, откровенным стриптизом и импровизациями, больше похожими на кривляния. Публика была в восторге. Имя актрисы немого кино Луизы Брукс сегодня известно, пожалуй, лишь узкому кругу ценителей, хотя в 20-е годы прошлого века оно гремело по обе стороны Атлантики. "Те, кто видел ее хоть раз, никогда не смогут забыть", – писал режиссер Жан-Люк Годар. Многие до сих пор считают, что Луиза Брукс опередила свое время.
"Связанные богини" (13 августа, 22:30). Когда закончилась Великая Отечественная война, богатейший архив немецких художественных и документальных фильмов был отправлен в Москву. Так впервые на советские экраны попали венгерка Марика Рёкк, шведка Цара Леандер и чешка Лида Баарова – кинодивы Третьего Рейха. Они не участвовали в политике и войне, фраза "Фюрер думает за нас" избавляла актрис от угрызений совести. Крупнейшая немецкая киностудия УФА заключила с Лидой Бааровой контракт на несколько лет – редкостное везение для начинающей актрисы. Любовь с министром пропаганды и просвещения Паулем Йозефом Геббельсом обеспечила ей главные роли в десяти картинах. Актриса Цара Леандер совсем не подходила под стереотип истинной арийки – высокая, с ярко рыжими волосами, крупными чертами лица и царственно дерзкими манерами. В качестве любимицы Гитлера и главной звезды Третьего Рейха, она участвует в очень успешных фильмах, которые к тому же оказываются надежной нацистской пропагандой. Взлета в кинематографической карьере Марика Рёкк добилась благодаря своим танцам и песням на утеху высшим немецким чинам. Она умело щекотала мужские инстинкты, благодаря чему не раз была приглашена к фюреру на чай.
"Отчаянные домохозяйки" (14 августа, 22:30). В начале XX века женщины больше не хотят ждать, когда мужчины дадут им равные права. Они называют себя суфражистками – борцами за избирательные права женщин и начинают действовать самостоятельно. В 1903 году англичанка Эммелин Панкхерст дает идее суфражизма второе рождение и становится лидером феминистического движения. Ее соратницы насилием, угрозами и экстремистскими поступками добивались права английских женщин на голосование. Суфражистки поджигали дома членов Парламента, перерезали телефонные провода и били витрины. "Раз политики не слышат нас, нужно уничтожить то, что им особенно дорого", – призывала Панкхерст. Русские феминистки смогли добиться полного равенства с мужчинами только после Февральской революции. Они провозгласили, что равные права предполагают равные обязанности, вплоть до несения воинской службы. Летом 1917 года в регулярной армии появились женские подразделения. Молодая крестьянка Мария Бочкарева создала первый в истории российской армии женский батальон смерти. Из прокламации Московского женского союза: "Ни одна страна мира не доходила до такого позора, чтобы вместо мужчин дезертиров на фронт шли слабые женщины…".
|