20 июля – 90 лет со дня рождения Татьяны Лиозновой. В этот день в эфире телеканала "Россия К" – кинолента "Три тополя на Плющихе" (19:55) и документальный фильм "Дожить до светлой полосы" (21:10).
В жизни режиссера, народной артистки СССР Татьяны Лиозновой бывало всякое – взлеты и падения, творческие удачи и неудачи, но несмотря ни на что ей удалось написать свою неповторимую страницу в истории отечественного кинематографа. Когда в 1973 году показывали телесериал "Семнадцать мгновений весны", улицы городов пустели, как в новогоднюю ночь. Другой шедевр Татьяны Михайловны "Три тополя на Плющихе" посмотрели 26 миллионов зрителей. Не меньший успех сопутствовал и ее "Карнавалу". "Это моя самая личностная картина. Мои отношения с мамой", – рассказывает в документальном фильме "Дожить до светлой полосы" (20 июля, 21:10) Татьяна Лиознова, одна из немногих женщин-кинорежиссеров, имя которой стоит в ряду с именем ее учителя Сергея Герасимова. "Великий мастер, воспитавший великую ученицу, – рассказывает Клара Лучко. – Она впитала от него все самое лучшее. Это гармонично соединилось с ее индивидуальностью, умом и талантом".
Татьяна Михайловна вспоминает, что поступила во ВГИК совершенно случайно. Оказалась в мастерской Сергея Герасимова, который возглавил первый объединенный курс, где учились вместе Инна Макарова, Сергей Бондарчук, Клара Лучко, курс, который прославился благодаря совместной работе над лентой "Молодая гвардия". "Я поставила студенческий спектакль "Кармен", – вспоминает Лиознова. – Инка Макарова танцевала с кастаньетами. Герасимов на спектакль пригласил Фадеева, тот сказал: "Вот вам и Любка Шевцова!" – готовилась "Молодая гвардия". Танец перешел в фильм. Это были замечательные времена. "Молодая гвардия" всех нас освещала, потому что было приложено столько сил, чтобы выдержать и выстоять. Мы все были горды за себя и свою молодость. Я считаю, что в этой картине режиссер Герасимов добился поразительных успехов".
После окончания режиссерского факультета ВГИКа Татьяна Лиознова работала ассистентом режиссера на фильмах Сергея Герасимова. "Я занималась всеми профессиями, которые есть в кино. Я была помощником режиссера, вторым режиссером, ассистентом монтажера, даже мыла полы на съемочной площадке. Вы думаете это плохо? Наоборот, очень хорошо. Потому что потом никто не мог обмануть меня в работе".
Первая самостоятельная работа Лиозновой – фильм "Память сердца" – была замечена и высоко оценена кинокритикой и зрителями. Затем последовали фильмы "Евдокия", "Им покоряется небо", "Мы, нижеподписавшиеся" и многие другие. Ее картины завоевали широкое признание зрителей своей правдивостью, остротой поставленных в них вопросов, глубокой реалистической трактовкой серьезных актуальных тем.
Всенародную известность принесла режиссеру лирическая картина "Три тополя на Плющихе" (20 июля, 19:55), где главные роли блестяще исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Огромную популярность завоевал фильм "Семнадцать мгновений весны" о подвиге советского разведчика в годы Великой Отечественной войны. Вот уже более 30 лет этот фильм идет с неизменным успехом на наших экранах. "Когда я прочла повесть в журнале, то сразу поняла, что и как нужно сделать. Я точно знала, на что нужно опереться в работе. Это мой рассказ о прожитой войне".
Лиознова вспоминает формулировку, с какой была награждена Государственной премией: "За участие в создании фильма "Семнадцать мгновений весны". "Нас учили добру и пониманию, что такое тонкие чувства. Мы снимали кино, где говорится о любви, верности и душевной щедрости. Современное кино губит поколение, оно имеет отрицательную силу", – говорит Татьяна Михайловна. И добавляет: "Важно преодолеть. Важно до рассвета дожить. Дожить до светлой полосы…"
Принимают участие: Вячеслав Тихонов, Армен Джигарханян, Светлана Светличная,Клара Лучко и другие. Использованы фрагменты из художественных фильмов "Учитель", "Летчики", "Молодая гвардия", "Память сердца", "Карнавал", "Три тополя на Плющихе", "Семнадцать мгновений весны".
|