С 16 по 19 июня в 20:50 в эфире телеканала "Россия К"– премьера авторской программы Михаила Левитина "Под небом театра".
Авторская программа Михаила Левитина "Под небом театра" – это рассказ о судьбе малоизвестных, но уникальных имен, либо о неожиданных ракурсах в жизни известных людей. "Надо помнить о прошлом, а такое впечатление, что у театра прошлого нет, – рассуждает Михаил Левитин. – Мы посвящаем этот цикл моему другу, огромному режиссеру, любимому всеми – Петру Фоменко. Я с огромным наслаждением это говорю и знаю, что он меня слышит. Ему всегда были интересны воспоминания о тех, кого уже нет". Речь пойдет о Сергее Радлове, Константине Марджанове и СандроАхметели, Лесе Курбасе, Джорджо Стрелере. Выбранные герои не случайны – из разрозненной, пестрой вереницы театров разных стран, направлений и исторических эпох складывается картина единого театрального мира, в котором нет ни первых, ни главных, а есть только прекрасные, любимые и незабываемые. Использованы фотографии, хроникальные и документальные кадры из архивов кино.
"Сергей Радлов. СЭР" (16 июня, 20:50).Сергей Эрнестович Радлов –СЭР, как называли его друзья, был одним самых известных советских режиссеров довоенного времени. Ученик Мейерхольда, он имел все – признание коллег, любовь публики, благосклонность Сталина. Знаменитые спектакли Радлова "Король Лир" в ГОСЕТ с Соломоном Михоэлсом в главной роли и "Отелло" с Александром Остужевым в Малом театре принесли ему славу выдающегося режиссера. Война внесла свои жестокие коррективы в жизнь Радлова.В 1942 году его театр в Пятигорске не успел эвакуироваться до прихода фашистов.И режиссер был вынужденпродолжать работать при оккупантах. Предателем он не стал. Но своим быть тоже перестал. Ответил сполна – десять лет лагерей, предательство учеников и коллег. Сегодня пришла пора вспомнить все то, что дал нашему театру Сергей Эрнестович Радлов.
"Константин Марджанов и СандроАхметели. Огонь и огонь" (17 июня, 20:50).Двавеликих режиссера Грузии Константин Марджанов (Котэ Марджанишвили) и Александр(Сандро) Ахметели виделипути развития родного театра по-разному. Марджанов, многоработавший в московском МХТ, мечтал привнести в грузинский театр европейскую культуру; Ахметели, пришедший в театр позже своеготоварища, хотел вернутьродному театру национальныекорни.Кто из них был прав? В истории культуры оба остались как преобразователи грузинского театра, поднявшие его на новую высоту. Жизнь этих мастеров была трагичной. Марджанов в конце жизни был лишен возможности работать в родной Грузии,и умер в Москве 1933 году, а Ахметели был расстрелян в июне 1937 года.
"Лесь Курбас. Пуля в сердце"(18 июня, 20:50).Выдающийся украинский режиссер Лесь Курбас пытался вывести провинциальный фольклорный украинский театр драмы на уровень лучших европейских образцов. Курбасучился на философском факультете в Вене, был образованным человеком, блестящим актером, создателем театров Киевдрама и "Березиль", которые гремели по всей стране. Был у него и "свой" драматург – знаменитый Николай Кулиш. Однако в 1933 году Курбас был обвинен в национализме, лишен всех званий и награди вместе с Кулишом отправлен в лагерь на Соловки. Там Курбас руководил самодеятельным театром. Однако1937 году был расстрелян, как был уничтожен и драматург НиколайКулиш.О том, как пытались сохранить себя художники в условиях неволи – речь в программе.
"Джорджо Стрелер. Венеция, прощай!" (19 июня, 20:50). Великий итальянский режиссер Джорджо Стрелер не был итальянцем по происхождению. Мать – словенка, отец – австриец. Ножизнь и судьба Стрелера связаны со знаменитым миланским театром "Пикколо", созданный им и вошедший в историю как первый в Италии стационарный драматический театр. "Пикколо театродиМилано" объездил весь мир и всюду встречал восторженный прием публики, становясь объектом для подражаний. В театре Стрелера соединились несколько линий европейской театральной культуры – итальянская национальная традиция комедии дель арте, искусство психологического реализма и эпический театр.Стрелер привозил "Пикколо театродиМилано"в Москву. Спектакль Гольдони "Арлекин, слуга двух господ" стал настоящей сенсацией в театральной жизни столицы, о которой до сих пор вспоминают очевидцы. С уходом Стрелераиз мирового театра ушли артистизм и легкость.
|