21 мая – 80 лет известному режиссеру Глебу Панфилову. 25 мая к юбилею киномастера на телеканале "Россия К" – программа "Острова" (21:50), лента "Васса" (19:40) и документальный фильм из цикла "Мосфильм". 90 шагов" (19:25), посвященный созданию картины "Васса".
Народный артист России, академик Российской академии кинематографических искусств и наук Глеб Панфилов пришел в кино, имея за плечами профессию инженера-химика, опыт кинолюбительства и работы на телевидении. Режиссерским дебютом стала картина "В огне брода нет", которая была тепло встречена зрителями и высоко оценена критиками. В 1969 году на XII МКФ в Локарно лента получила приз "Золотой леопард", а в истории отечественного кинематографа родился новый звездный дуэт – Инна Чурикова и Глеб Панфилов. "Встреча с Глебом стала для меня подарком судьбы, – уверена Чурикова. – Он художник. Человек, которому я верю и которого люблю".
Все, что делал Панфилов в кино, всегда было непредсказуемо, всегда не то, что от него ждали в данный момент. Он долго вынашивал замысел большого эпического фильма о Жанне д'Арк с Инной Чуриковой в главной роли. Для ленты уже был написан сценарий, но кинематографические чиновники сочли проект "неактуальным", и мечта осталась неосуществленной. Вместо этого Панфилов снял картину "Начало" о ткачихе из провинциального городка, в душе которой живет талант великой актрисы. Зато эпизоды с Жанной д'Арк, вошедшие в фильм, были самым весомым доказательством, что Чуриковой эта роль под силу. Международные фестивали опять не обошли режиссера своим признанием – картина получила "Серебряного льва Святого Марка" на Венецианском кинофестивале.
Глеб Панфилов всегда шел своим особым путем. Он ничего не делал вовремя, но, как оказывалось потом, лучше и прозорливее других выражал нечто главное в том движении времени, которое всегда ощущал очень остро.
В годы перестройки Панфилов вдруг обратился к Максиму Горькому, который тогда казался самым не актуальным из всех классиков. И снял ленту "Васса"(25 мая, 19:40). Экранизируя классическую горьковскую пьесу о том, как приумножая богатства, человек разрушает свою душу, Глеб Панфилов открыл для себя эпоху русского капитализма. Время инноваций и меценатства, а не только безжалостной эксплуатации. И его экранная версия пьесы "Вассы Железновой" тоже оказалась инновационной – она будто заглядывала в грядущее 10-летие, когда капиталист вновь станет одной из центральных фигур российской истории. О том, как реальность корректировала замысел режиссера, как оформлялся этот замысел – речь в программе "Мосфильм". 90 шагов" (25 мая, 19:25). Автор и ведущий Александр Казакевич.
Каждый фильм режиссера ("В огне брода нет", "Начало","Прошу слова", "Тема", "Васса", "Романовы.Венценосная Семья", "В круге первом") – это тема, интересующая его сегодня и сейчас, вне зависимости от конъюнктуры, времени и внешних обстоятельств."В сюжетах я ищу обстоятельства, касающиеся меня лично, которые лично меня волнуют, – говорит Глеб Панфилов. – Нечто свежее в ощущениях, что может стать и свежим фильмом в итоге работы".
|