14 мая юбилей отмечает известный режиссер, руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин. К этой дате на телеканале "Россия К" – премьера авторской программы Анатолия Смелянского "Автор театра" (12-15 мая, 23:00).
В основе премьерной авторской программыАнатолия Смелянского "Автор театра" (12-15 мая, 23:00) беседа известного историка театра со знаменитым режиссером Львом Додиным. Они знакомы с юности, поэтому беседа носит характер свободной импровизации, не скованной никакими заранее оговоренными темами или рамками. В результате возникает портрет режиссера Льва Додина на фоне созданного им "авторского театра". Принимают участие: педагог Валерий Галендеев, актеры Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Елизавета Боярская, Петр Семак, Игорь Иванов, Ирина Тычинина, Сергей Курышев, художник Эдуард Кочергин.
Лев Додин – один из лидеров российского театрального искусства,чьи спектакли не толькопокорили весь мир, но и задают высочайшую планку в сегодняшней культурной реальности.
Окончив в 1966 году Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, Додин дебютировал как режиссер телеспектакля "Первая любовь". Работал в Ленинградском ТЮЗе, Театре драмы и комедии на Литейном. Имя режиссера Додина громко зазвучало в начале 1980-х годов. Театралы до сих пор вспоминают его "Господ Головлевых" во МХАТе с Иннокентием Смоктуновским и "Кроткую" в БДТ с Олегом Борисовым.А потом были "Братья и сестры"по трилогии Федора Абрамова – не просто спектакль, фрагмент жизни и Льва Додина, и его вчерашних студентов, и зрителей, изумленно приобщавшихся к совершенно новому театральному языку, к неожиданной театральной реальности.Спектакль, шедший на протяжении двух вечеров, заставлял переосмыслить историю страны и народа. Именно с "Братьев и сестер"началась блистательная история Малого драматического театра – Театра Европы и триумфальное восхождение на театральный Олимп"автора театра", сочинительство которого стало делом жизни Льва Додина.
"Бесы"Достоевского, "Gaudeamus"Каледина, "Клаустрофобия" по русской прозе рубежа 1990-х годов, "Чайка" и "Дядя Ваня" Чехова, "Чевенгур" Платонова, "Король Лир" Шекспира, "Жизнь и судьба"Гроссмана. Постановки Додина удостоены многих наград на российских и международных театральных фестивалях, среди которых "Золотая маска", "Триумф", БИТЕФ, премия Лоуренса Оливье, итальянская театральная премия UBU. Лев Додин – единственный российский режиссер, которому присуждена высшая европейская театральная премия "Европа – Театру".
Вечер первый. "Братья и сестры" (12 мая, 23:35).Это попытка восстановить идеальные посылки, которые лежат в основе того театрального дела, которым занят режиссер. Начиная обдумывать постановку "Братьев и сестер", Додин поехал со своими студентами в Верколу, на родину Федора Абрамова. Спектакль стал своего рода манифестом нового театра.Речь также пойдет о судьбе "Современника", об Олеге Ефремове, с которым Лев Додин был тесно связан в начале 1980-х годов.Додин говорит о природе художественного театра, способного прогнозировать, угадывать и "сеять тревогу". О практике душевных компромиссов, о том, какую цену платили его предшественники за право говорить "от первого лица". Помимо "Братьев и сестер" Лев Додин касается истоков и смысла таких его спектаклей, как "Клаустрофобия" и "Жизнь и судьба".
Вечер второй. "Сверхвозможности" (13 мая, 23:35). Платоновский "Чевенгур" – один из важных спектаклей Додина, но это еще и метафора театрального дела, которое ведет режиссер. Речь пойдет о том, как рождается идея нового театра, как она становится ежедневной практикой, каких усилий стоит сохранять и развивать идеальные посылки. В разговор вплетаются самые разные проблемы театральной жизни, прошлой и настоящей. Актеры Додина привносят свое понимание того, что же было главным в минувшие десятилетия. "Бесы", "Gaudeamus", "Пьеса без названия", "Дядя Ваня" – органично входят в круг размышлений. Режиссер говорит об узости привычных определений – "психологическая школа", "психологический театр". Он проповедует театр "сверхвозможностей", театр, проникающий в "закрытые зоны". Среди героев этого вечера – два великих актера Иннокентий Смоктуновский и Олег Борисов, с искусством которых связаны высшие достижения режиссуры Льва Додина.
Вечер третий. "Кантилена" (14 мая, 23:35). Рассказ о школе Додина, о секретах его режиссуры, о "выращивании" актеров определенного направления. Об этой кантилене, поэтике додинской режиссуры, о его желании в раздробленном и разрушенном мире все связать и соединить поведает Валерий Галендеев, выдающийся педагог и его соратник Додина. Речь пойдет о первоначальном чувстве театра, "где не только играть интересно, но жить интересно". Додин вспоминает Матвея Дубровина и Бориса Зона, своих учителей, которые определили во многом его судьбу. Особое место уделено нравственным основаниям театрального дела и парадоксальной способности актеров додинского театра играть свои роли в течение многих лет и даже десятилетий.
Вечер четвертый. "Последний из могикан" (15 мая, 23:35). Лев Додин говорит о тех, кто повлиял и сформировал его не только как деятеля театра, но как человека – о Федоре Абрамове, Андрее Сахарове, Давиде Боровском. В разговор вплетается тема спектакля "Враг народа" и заключительный монолог доктора Штокмана–актера Сергея Курышева. Додин вспоминает годы своего ученичества в Ленинградском ТЮЗе времен Зиновия Корогодского, свой важнейший спектакль той поры – "Свои люди сочтемся". В финалепредставлена последняя премьера Додина "Вишневый сад".
|