10 февраля в 20:40 в эфире телеканала "Россия К" – премьера документального фильма "История одной мистификации. Пушкин и Грибоедов". Авторы попытались разгадать одну из самых таинственных загадок "золотого века" русской словесности, прояснить многие туманные факты биографии двух русских гениев, проследить непростую историю их взаимоотношений и взглянуть на них как на живых людей, лишенных хрестоматийного глянца.
11 июня 1829 года во время своего путешествия по Кавказу на Бзовдальском перевале близ крепости Гергер Пушкин встретил арбу с телом убитого Грибоедова. "…Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. "Откуда вы?"–спросил я их. "Из Тегерана". – "Что вы везете?"–"Грибоеда". Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис".Так поведал о своей последней встрече с Грибоедовым Пушкин. Встреча, которой посвящено несколько абзацев "Путешествия в Арзрум", стала одной из самых красивых легенд русской литературы. Прощание двух гениев на горном перевале, ощущение трагической преемственности и предчувствие собственной гибели. Перевал с тех пор переименован в Пушкинский, а фраза "Грибоеда везут" прочно вошла в наш лексикон и упоминалась с тех пор во множестве некрологов – вплоть до смерти Высоцкого. Но была ли эта встреча на самом деле? Об этом размышляют участники фильма–известные писатели и филологи, специалисты по творчеству Пушкина, Грибоедова и проблеме российско-кавказских связей.
"Мы так привыкли верить Пушкину, что обстоятельства этой встречи на протяжении полутора столетий не вызывали ни малейших сомнений, –рассуждает в документальном фильме"История одной мистификации. Пушкин и Грибоедов" (10 февраля, 20:40) поэт и литературоведВиктор Куллэ,–лишь сравнительно недавно исследователям пришло на ум сопоставить пушкинский текст с реальным описанием траурного кортежа Грибоедова". Документально установлено, что тело Грибоедова транспортировалось вовсе не на арбе, запряженной волами, а со всеми почестями, в сопровождении воинского конвоя. Так может быть, встречи на перевале не было вовсе? Зачем тогда понадобился Пушкину именно этот эпизод "Путешествия в Арзрум" – причем, жестко привязанный к конкретной дате?
Новейшая филологическая концепция, разработанная ЕкатеринойВаркани поддержанная такими авторитетами пушкинистики, как Андрей Битов и Сергей Бочаров, заключается в том, что со времен первой встречи 11 июня 1817 года между двумя гениями началось творческое состязание – было заключено своеобразное пари, итогом которого стало создание "Горя от ума" и "Евгения Онегина". Подтверждением этому служат не только многие текстологические переклички, но и практический параллелизм главных героев: Онегин, в сущности, это тот же Чацкий – классический "лишний человек". Самое интересное, что наиболее вероятным прототипом и того, и другого героя являлся давний друг и однокашник Грибоедова по учебе в Московском Университете Петр Чаадаев. Условия договора были соблюдены: созданы "Горе от ума" и "Евгений Онегин", "Борис Годунов" и, к сожалению, дошедшая до нас только фрагментарно трагедия Грибоедова "Грузинская ночь". Чести проигрыша авторы друг другу не уступили. В выигрыше – вся русская литература. Читатели получили бессмертные творения, а литературоведы – неистощимую почву для толкований.
Так почему же в мае 1829 года Пушкин, после известия о трагической гибели Грибоедова в Тегеране совершенно неожиданно для окружающих, стремглав бросился на Кавказ? Не для того ли, чтобы отдать долг памяти погибшему другу и литературному сопернику?Доподлинно известно, что летом 1829 года на горе Тацминде Пушкин плакал и молится на могиле Грибоедова. Не тогда ли у него возник замысел – описать их последнюю несостоявшуюся встречу, приурочив ее к 11 июня, к годовщине 12-летнего соперничества? Вероятно, Пушкин хотел почтить память единственного современника, по отношению к которому испытывал чувство творческой ревности и прорвать информационную блокаду вокруг имени Грибоедова, ведь после его гибели император Николай I постановил: "Предать тегеранскую историю вечному забвению…".
Сразу же по возвращении с Кавказа Пушкин написал "Путешествие в Арзрум",эпизод из которого стал фактически единственным некрологом, которым Россия почтила своего великого сына, поэта и дипломата….В финале "грибоедовского" эпизода Пушкин горько сетует: "Написать его биографию было бы делом его друзей, но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя о себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…"."Ленивы и нелюбопытны"– клеймо, которым гений пометил современников. Увы, оно передалось и нам, потомкам…
|