19 декабря – юбилей у народной артистки СССР, художественного руководителя театра "Современник" Галины Волчек. В этот день телеканал "Россия К" показывает документальный фильм Кирилла Серебренникова "Галина Волчек. Коллекция" (21:30, повтор – 21 декабря в 17:30), а 21 декабря – драму Григория Козинцева "Король Лир" (18:15) по одноименной трагедии Шекспира.
Документальный фильм "Галина Волчек. Коллекция" (19 декабря, 21:30, повтор – 21 декабря в 17:30)посвящен народной артистке СССР, художественному руководителюзнаменитого московского театра "Современник". "Я считаю себя счастливым человеком, – говорит Галина Волчек. – Я всю жизнь занимаюсь любимым делом, родилась в этом доме, который называется "Современник", и прожила в нем всю жизнь".
В беседе с режиссером фильма Кириллом Серебренниковым Галина Борисовна рассказывает о себе, о своем театре, который стал ее родным домом.
Московский театр "Современник" был создан группой молодых актеров в 1956 году. Основатели театра – Олег Ефремов, Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков и другие выпускники Школы-студии МХАТ – задумали его как творческое объединение группы единомышленников, стремящихся, продолжая и развивая метод Станиславского, создать психологический театр нового типа, созвучный времени. А время – начало "оттепели" – как нельзя лучше подходило для смелых и дерзновенных творческих начинаний."За 40 лет моей работы здесь мне не надоело. Это уже стало необходимостью и психологической, и физиологической, и какой хочешь. Предположим, у меня есть свободный день, и если я в Москве, срабатывает рефлекс, я еду в театр. Вместо других дел, я какими-то обходными путями все равно сделаю так, что приеду в театр. Меня сюда тянет. Я радуюсь, когда и других сюда тянет".
В 1972 году художественное руководство театром приняла на себя Галина Волчек. Театр находился в трудном положении – были определенные сложности с репертуаром, кроме того, остро стояла проблема смены поколений, болезненная для любой труппы. В театр пришли новые актеры, среди которых Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Олег Даль, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев."Прежде всего, для меня важно отношение к делу и к профессии. Но есть те, кого я называю "солдаты театра". В хорошем смысле этого словосочетания. Среди них есть для меня свои человеческие звезды просто".
Как режиссер Галина Волчек поставила около 30 спектаклей. На сцене "Современника" играют произведения современных зарубежных и отечественных авторов, мировую и русскую классику. Театр "Современник" всегда смело шел на творческий эксперимент, не боясь рисковать и приглашать молодых режиссеров. "Современник" стал стартовой площадкой для многих звезд современной режиссуры, в частности, Валерия Фокина, Нины Чусовой, Кирилла Серебренникова и многих других."Я приглашала молодых, никому неизвестных тогда режиссеров. Это был и Валерий Фокин, и Иосиф Райхельгауз. А ты, Кирилл?! Тоже тогда был еще не сегодняшний Кирилл Серебренников. А Нина Чусова?! Как только появлялась возможность схватить и привести в театр, я это делала".
Главная победа Галины Волчек состоит в том, что все эти годы ежедневно она трудилась над тем, чтобы реализовать мечту основателей "Современника"– создать труппу единомышленников.Это и есть знаменитая "коллекция" людей, которая стала для Галины Волчек главной ценностью в профессии и в жизни. "У меня очень богатая коллекция. Не драгоценностей, не картин. У меня – коллекция людей. Она у меня действительно огромная. Коллекция эта мне удивительно помогала в моей профессии".В программе она рассказывает о непростых отношениях с актерами, о тех, с кем ей довелось работать. "Я не знаю, как это происходит, у мужчин-режиссеров, наверное, немного по-другому все складывается. А для меня музой становится та актриса, которая наиболее глубоко, тонко, с нервущейся внутренней связью может меня выразить! Меня как режиссера. Но иногда музы взрослеют, и иногда очень быстро и слишком сильно. Я никогда ни для кого специально спектакли не ставила. Мне кажется, что это невозможно в репертуарном театре. Человек становится бревном в глазу у всей труппы, даже если остальные признают талант этого человека. Татьяна Лаврова, которую я очень любила и в которую было так много вложено, ушла в другой театр. Ситуацию с Леной Яковлевой даже обсуждать не хочу. Чулпан Хаматова осталась".
Галина Волчек вспоминает о том, как стала режиссером и "встала у руля" "Современника" после ухода Олега Ефремова во МХАТ, и почему перестала сниматься в кино. "Что значит бросила быть артисткой?! Ну как я могу быть артисткой, когда на это нужно потратить немалое время театра. Кто будет заниматься всеми моими обязанностями? Совместить все? Так умудриться я не могу. Да, и что там любить?! Я в кино сыграла всего ничего. Со временем я стала получать благодарности не за "Осенний марафон", а за театр. И вот тут я готова была расплываться и таять. Я закончила с кино, потому что мне осточертело играть этих монстров".
К своему юбилею Галина Волчек подошла в отличной творческой форме. Впереди у театра новые свершения и открытия."Театр – это главная моя семья. Это главные мои заботы, источник моих волнений, тревог, отрицательных эмоций и положительных тоже. И мне радостно, когда этот театр востребован. Мне кажется, что самое главное – это доверие зрителя. Это не значит, что он придет и в какой-то момент не разочаруется в каком-то спектакле. Но он точно знает, что его не обманут. Один из самых высоких комплиментов сделал нам когда-то Зиновий Герд, а ведь он был совсем не комплементарный человек. Он сказал: "Есть два места, где вас никогда не обманут – это Консерватория и "Современник".
21 декабря в 18:15 в эфире телеканала "Россия К" художественный фильм "Король Лир". Григорий Козинцев экранизировал одноименную трагедию Шекспира в начале 1970-х годов. "Короля Лира" сам режиссер назвал "трагедией власти". Картина получила награды на международных фестивалях в Тегеране (1972), Чикаго (1972), Милане (1973). В ролях: ЮриЯрвет, Эльза Радзиня, Галина Волчек, Валентина Шендрикова, Олег Даль, Донатас Банионис.
|