27 ноября российский поэт и музыкант, гуру отечественного рока Борис Гребенщиков отмечает юбилей. В этот день в 22:45 на телеканале "Россия К"– премьера документального фильма Ники Стрижак "Смыслы Бориса Гребенщикова".
Основатель и бессменный лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков – человек довольно закрытый. Однако авторы документального фильма "Смыслы Бориса Гребенщикова" (27 ноября, 22:45) и не предполагали лезть к нему в душу (все равно не пустит!). Они попытались понаблюдать за артистом и послушать его размышления о жизни и творчестве, своем становлении, своих предпочтенияхи лучших своих песнях.
Гребенщиков живет и творит только так, как хочет сам, оставаясь безразличным к мнению окружающих. Эту свободу ему часто не прощают, но он всегда остается верен себе: "Мне нравится, когда меня не принимают, мне нравится никому не быть своим, поэтому я в жизни никогда никому ничего не обещаю. Если мне что-то нравится, я стараюсь этим делиться. Я не знаю такого слово "музыкант", у меня нет такой профессии. Для меня это не работа – это мое бытие. "Аквариум" – это группа, где нет главного. Мы не занимаемся искусством, мы занимаемся творчеством. То, что мы делаем, это так или иначе для людей тоже, поэтому чужое мнение так или иначе действует, но если мы будем на него ориентироваться, то точно никогда ничего хорошего не сделаем".
Самыми лучшими своими песнями Гребенщиков считает те, что написаны в последнее время, "потому что если писать песню, которая заведомо хуже того, что делал раньше, как бы не имеет смысла ее писать. Поэтому каждая новая песня по определению должна быть лучше всего остального, что я делал. В таком случае имеет смысл петь самые лучшие песни, то есть самые последние".
Кулисы, репетиции, переезды, саунд-чеки и снова переезды – это привычная жизнь Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум". Гребенщиков признается, что предпочитает играть в маленьких залах и не очень любит выступать на стадионах: "Для меня атмосфера паба идеальна. В стадионах тоже есть своя прелесть, но творчеством там и не пахнет. Я много раз видел любимых мною людей, играющих на стадионах, где на огромном пространстве видны только маленькие фигурки, а музыки не слышно, где бы ты ни стоял. На стадион, мне кажется, люди приходят, чтобы принять участие в массовом ритуальном общении друг с другом".
Гребенщиков находится в постоянном поиске. Через свои песни-образы он дает возможность заглянуть в его мир и, может быть, увидеть там отражение самих себя. И считает, что люди разделяются на разные классы – с хорошим вкусом и не очень хорошим: "По тому, что человек слушает, можно сказать, что это за человек. Человечество всю свою жизнь вырабатывает примеры хорошего вкуса, которые мы считаем венцом человеческой деятельности, будь то музыка, философия, искусство, книги. Человек, который к ним причастен, рано или поздно начнет сравнивать то, что там написано, с собой. И придет к выводу, что либо я лучше, либо они. Но, по крайней мере, сможет сделать этические выводы по поводу того, как он себя ведет. Искусство существует для того, чтобы научить нас вести себя в жизни. Потому что важно не искусство, а наша жизнь. Но мы все время об этом забываем".
|